Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2243
EUR:
3.491
RUB:
3.4958
Золото:
244.11
Серебро:
2.95
Платина:
105.22
Палладий:
100.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Разворот или временная передышка: что происходит на валютном рынке

Фото: freepik.com

II квартал 2024 г. начался с постепенного роста основных иностранных валют, из-за чего наш прогноз, сделанный в марте, начал сбываться: российский рубль вышел в коридор 93–97 RUB за 1 USD, а белорусский – 3,25–3,35 BYN за 1 USD. Однако ожидания участников рынка, прежде всего в Российской Федерации, оказали благотворное влияние на ситуацию и позволили национальным валютам вернуться в прежние диапазоны.

В ожидании продления мер валютного регулирования

Главным фактором, оказавшим существенную поддержку российскому рублю, стали ожидания участников рынка относительно продления сроков обязательной продажи валютной выручки и подготовка компаний к уплате налогов. Напомним, что с октября 2023 г. крупнейшие российские экспортеры обязаны зачислять на счета в РФ не менее 80% валютной выручки, а продавать – 90% от этого объема. Данное требование было введено на фоне падения курса российского рубля и должно было действовать до 30 апреля 2024 г. Таким образом, участники рынка ожидают, что на текущей неделе меры валютного регулирования будут продлены.

Оказывает воздействие на рынок и налоговый фактор: традиционно ожидается увеличение объемов продаж валюты участниками рынка в период уплаты квартальных налогов.

Еще одним фактором поддержки национальной валюты стало сохранение значения ключевой ставки на прежнем уровне, что является важным условием для сохранения привлекательности российского рубля как валюты для формирования сбережений и инвестиций и, соответственно, снижения спроса на иностранную валюту.

Все эти факторы позволили российскому рублю закрепиться на уровне 91,7–92,5 RUB по отношению к доллару США.

В условиях сохранения баланса спроса и предложения на валютном рынке укрепление российского рубля к доллару США не смогло остаться незамеченным и способствовало укреплению и белорусской национальной валюты. За прошедшие две недели (с 15 по 28 апреля) белорусский рубль укрепился по отношению к американской валюте на 1,4%, но что более важно – вернулся в коридор, где торговался до этого.

Однако означает ли это, что тенденция к постепенному ослаблению российского рубля, а вместе с ним и белорусского, больше не актуальна? На наш взгляд, снижение является временным и речь идет, скорее всего, о краткосрочной передышке.

Факторы, играющие против рубля

В России, как и в Беларуси, импорт в стоимостном плане растет гораздо быстрее, чем экспорт, а операции с капиталом содействуют дополнительному оттоку валюты за рубеж, несмотря на принятые ограничительные меры, пусть и не в такой степени, как до их введения. Ситуация, конечно, сглаживается увеличением доли расчетов в российских рублях и иных валютах, отличных от доллара США и евро, но в целом внешняя торговля продолжает оставаться одним из факторов, влияющих на дальнейшее ослабление российского руб­ля, а вместе с ним и белорусского.

Так, на прошлой неделе Минэкономразвития РФ представило различные сценарии развития российской экономики на 2025–2027 гг. Прогноз предполагает снижение сальдо торгового баланса. Если в 2023 г. с учетом действующих санкций профицит внешней торговли товарами составил 120,9 млрд USD, то на 2024 год он прогнозируется на уровне 104,5 млрд USD и около 106 млрд USD в 2025-м. К концу 2024 г. в Минэкономразвития ожидают некоторого ослабления курса рубля к доллару: прогноз по среднему курсу в текущем году – 94,7 RUB за 1 USD. В 2025 г. средний курс приблизится к 100 RUB, а в 2026 г. составит 101 RUB за 1 USD, следует из данного сценария. Прогноз по курсу рубля в среднем на 2024 год говорит о скором ослаблении национальной валюты, поскольку пока среднее значение находится на уровне 91,5–92 RUB за 1 USD. Ситуация усугубляется рисками мировой рецессии, особенно что касается экономики стран основных торговых партнеров, в частности Китая.

В Беларуси ситуация складывается не так критично, однако она во многом схожая. С одной стороны, мы наблюдаем постепенное выравнивание соотношения экспорта и импорта во внешней торговле. Если на протяжении прошлого года внешнеторговые операции с товарами характеризовались опережающим ростом импорта, то в текущем ситуация выравнивается.

Однако надо понимать, что ключевым фактором прироста экспорта является увеличение физического объема продаж. Это говорит о том, что для стабильного роста данного показателя приходится прикладывать значительно больше усилий. Соответственно, дальнейший рост экспорта требует приложения большего объема сил, т.е. каждый последующий процент роста дается все сложнее.

Еще одним фактором, способствующим дестабилизации ситуации на внутреннем рынке, могут стать платежи по межгосударственным кредитам. Как мы ранее отмечали, наступает срок внесения платежей по кредиту, взятому на строительство БелАЭС, а информации об очередном переносе сроков нет. В прошлом году белорусской стороне удалось отсрочить платежи на год и добиться снижения процентной ставки. Однако в текущем такой маневр повторить, скорее всего, не получится и Беларуси придется начать выплаты по данным обязательствам. Сами по себе эти платежи не являются критичными, однако в совокупности с другими факторами могут привести к изменению баланса спроса и предложения на валютном рынке.

Экономики продолжают расти, но ситуации разные

В целом же макроэкономический фон является скорее благополучным для нацвалют России и Беларуси. 26 апреля 2024 г. Банк России объявил о сохранении значения ключевой ставки на уровне 16% годовых. Как сообщается в официальном пресс-релизе, опубликованном российским регулятором, текущее инфляционное давление в РФ постепенно ослабевает, но при этом инфляционный фон остается высоким. Основная причина – сохранение повышенного внутреннего спроса, превышающего возможности расширения предложения. Отмечается, что возвращение инфляции к целевому значению (4% годовых) потребует более значительного времени, чем предполагалось ранее.

Несмотря на то, что в базовом сценарии Банк России сохранил прогноз средней ключевой ставки на уровне 15–16% в 2024 г. и 10–12,0% в 2025 г., ожидается, что проводимая денежно-кредитная политика позволит вернуть инфляцию к целевому уровню лишь в 2025 г.

Оперативные индикаторы, отслеживаемые Центробанком РФ, указывают на то, что в I квартале 2024 г. российская экономика продолжает расти заметно быстрее, чем прогнозировалось. Потребительская активность остается высокой из-за существенного роста доходов населения и уверенных потребительских настроений. Данные опросов предприятий также свидетельствуют о сохранении высокого инвестиционного спроса. В итоге отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста все еще остается значительным. Прогноз по росту ВВП в 2024 г. повышен до 2,5–3,5%. Среди иных проинфляционных факторов отмечается высокая кредитная активность, особенно в части необеспеченного потребительского кредитования.

В то же время ипотечное кредитование продолжает замедляться за счет рыночного сегмента. Корпоративное кредитование увеличилось в марте 2024 г. после умеренного роста в начале года, но в целом темпы его прироста снизились по сравнению с IV кварталом прошлого года. Для дальнейшего сдерживания роста кредитования российский регулятор принял решение по дополнительному ужесточению макропруденциальных мер в розничном кредитовании. В целом российский рынок довольно нейтрально встретил решение Банка России.

Что касается Беларуси, то текущий приоритет денежно-кредитной политики Нацбанка остается прежним – это стимулирование экономического роста, а обеспечение финансовой стабильности фактически отошло на второй план.

Нельзя сказать, что белорусский регулятор не следит за ситуацией, хотя и предпочитает действовать более мягкими, тонкими методами. Так, после трех месяцев «простоя» повышена ставка РВСР. Фактически это означает контролируемое повышение ставок на кредитно-депозитном рынке для регулирования спроса, чтобы хотя бы немного «охладить» белорусский рынок и не допустить нарастания макроэкономических дисбалансов. То есть если российский рынок позволяет демонстрировать оптимистичные темпы роста экономики, невзирая на сдерживающих цикл денежно-кредитной политики, то белорусский, наоборот, работает вблизи пределов своих возможностей и повышение ставки становится опасным инструментом, способным вызвать эффект холодного душа для белорусской экономики.

Однако именно поступательное развитие экономик, активная инвестиционная фаза, позволяющая обеспечить еще более широкий спрос на ресурсы, становится одним из главных сдерживающих факторов на пути дальнейшего ослабления нацвалют. Именно поэтому при сохранении текущих темпов роста и обеспечения финансовой стабильности мы не ожидаем серьезного снижения курсов нацвалют. Наши прогнозы остаются неизменными:  возвращение российского и белорусского рубля после небольшого перерыва в коридор 93–97 RUB за 1 USD, 3,25–3,35 BYN за 1 USD соответственно, т.е. их рост на 3%.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений