Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сохранит ли белорусский рубль свои позиции во II квартале 2024 года

Как и прогнозировалось, I квартал 2024 г. оказался относительно спокойным периодом для белорусского валютного рынка. С начала года доллар США вырос лишь на 2,35%, а российский рубль и китайский юань двигались практически в одном фарватере с белорусским.

Однако во II квартале все может измениться – в апреле нас ждут события, которые могут нарушить сложившийся баланс факторов, влияющий на позиции белорусского рубля.

Валютное затишье

После бурного роста в 2023 г. иностранная валюта как будто решила взять передышку и поберечь нервы белорусов. С начала 2024 г. доллар США вырос лишь на 2,35%, а его значение на протяжении трех месяцев колебалось в коридоре 3,15–3,25 руб. Причина такой стабильности – благоприятный макроэкономический фон и стабильная ситуация на внутреннем валютном рынке.

Высокая стоимость нефти, сохранение валютного регулирования в России, высокие процентные ставки в США и хорошая динамика внешней торговли стали теми факторами, которые поддержали белорусский рубль в I квартале текущего года и позволили ему закрепиться в узком коридоре, комфортном для всех участников рынка.

Согласно статистике Нацбанка, физлица продолжают оставаться чистыми продавцами валюты: в марте они продали на 109,4 млн USD больше иностранной валюты, чем купили (971,5 млн USD против 862,1 млн USD), а общая разница между продажей и покупкой с начала года составила 263,4 млн USD (2,7836 млрд USD против 2,5202 млрд USD).

При этом субъекты хозяйствования – резиденты по-прежнему покупают валюты больше, чем продают. За первый месяц весны они приобрели на 247,6 млн USD иностранных денежных единиц больше, чем продали (2,422 млрд USD против 2,174 млрд USD). Всего же в январе-марте предприятия и организации, являющиеся резидентами Беларуси, купили валюты на 594,6 млн USD больше, чем реализовали (6,7427 млрд USD против 6,148 млрд USD).

Но следует учитывать, что впереди квартальный месяц, а это значит, что интенсивность приобретения валюты субъектами хозяйствования в апреле ожидаемо снизится, однако в целом можно предположить, что повышенный спрос на приобретение валюты субъектами хозяйствования сохранится. Напомним, что далеко не весь объем торгов иностранными валютами приходится на доллар США. Как ранее сообщал председатель БВФБ Андрей Аухименя, доля доллара США в валютных торгах давно уже не превышает более 20%. Основная валюта, которую покупают субъекты хозяйствования, – российские рубли и китайские юани, т.е. национальные валюты стран, являющихся основными торговыми партнерами Беларуси.

Следим за Россией, помним про кредит

В апреле должно состояться несколько значимых событий, которые могут повлиять на позиции российского рубля, а вместе с ним и белорусского. Прежде всего это ожидаемое снижение объемов продаж иностранной валюты со стороны Банка России. Так, в марте стало известно, что Банк России сократит ежедневные операции по продаже валюты на внутреннем рынке в рамках бюджетного правила с 7,1 млрд до 600 млн RUB.

Эксперты высказывают различные мнения относительно возможного влияния данного решения на курс российского рубля. Одни считают, что это приведет к дальнейшему ослаблению нацвалюты, из-за чего ее значение сместится в эшелон 93–95 RUB за 1 USD. Другие полагают, что сокращение операций со стороны Банка России будет скорее нейтральным решением для руб­ля благодаря компенсации влияния данного фактора за счет возросших поступлений от экспорта.

Значимым фактором поддержки российского рубля остается валютное регулирование, которое завершает свое действие в апреле. Однако большинство аналитиков сходится во мнении, что требование по обязательной продаже валютной выручки, скорее всего, будет продлено на 6 месяцев. Тем не менее избежать пусть незначительного снижения, вероятно, не удастся, особенно если мы будем наблюдать плавное снижение чистых продаж валюты со стороны российских Центробанка и Минфина, слабое восстановление экспорта и устойчивость импорта. Если все три фактора сохранят негативное влияние в ближайшие месяцы, дальнейшее ослабление российского рубля продолжится, открывая путь к снижению и его белорусскому собрату.

Еще один фактор, который может повлиять на валютный рынок, – платежи по внешним кредитам. Так, с 1 апреля 2024 г. Беларусь должна начать погашать российский кредит на строительство атомной электростанции. Напомним, что в 2023 г. белорусской стороне удалось отсрочить платежи на год и добиться снижения процентной ставки. Однако в текущем году такой маневр повторить, скорее всего, не получится и РБ придется начать производить платежи по данным обязательствам. Сами по себе эти выплаты не являются критичными, однако в совокупности с другими факторами могут привести к изменению баланса спроса и предложения на валютном рынке.

***

Таким образом, во II квартале 2024 г. российский и белорусский рубль могут оказаться под давлением. Это не означает обвального падения обеих валют, речь скорее идет про их переход в следующие ценовые коридоры: белорусского рубля – 3,25–3,35 BYN, российского – 93–97 RUB за 1 USD. При этом все еще велика вероятность, что влияние всех перечисленных факторов может оказаться ниже возможных ожиданий и курсовые колебания лишь незначительно выйдут за пределы текущих ценовых диапазонов.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений