Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Мнения
28.03.2017 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Прием и увольнение — по согласованию с исполкомом

Законность нашумевшего распоряжения Клецкого райисполкома согласовывать прием и увольнение работников с местными органами власти комментирует постоянный консультант «ЭГ», юрист Елена ГАДЛЕВСКАЯ.

Экономический спад вынуждает предприятия принимать экстренные меры, в т.ч. в сфере трудовых отношений – прекращать контракты, сокращать чис­ленность или штат работников. Избежать выплаты выходных пособий в размере 3-крат­ного среднего заработка помогает подмена сокращения кабальным изменением существенных условий труда (установление неполного рабочего дня на 0,1 ставки и др.), в результате чего работник вынужден отказаться от продолжения работы у данного нанимателя и уволиться по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК. В таких условиях положение работников становится все более шатким.

Нестабильно оно и у финансово благополучных нанимателей из-за применения контрактной формы найма. Работник по истечении срока контракта может быть уволен без объяснения причин по п. 2 ч. 2 ст. 35 ТК. От увольнения по произвольному усмотрению нанимателя защищены только беременные жен­щины и женщины, имеющие детей в возрасте до 5 лет, а также работники предпенсионного во­зраста (Указ Президента от 12.04.2000 № 180), хотя положение последних ухудшилось в связи с повышением пенсионного возраста. Если к моменту окончания срока контракта работник «не дотянул» до начала 2-летнего предпенсионного периода, в течение которого наниматель обязан продлить с ним контракт, месяц или хотя бы 1 день и был уволен, то найти новую работу ему будет трудно.

Молодым работникам также грозит опасность непродления контракта по надуманным причинам: «не вписывается в команду», личная неприязнь начальника и т.п.

Необоснованное привлечение работников к дисциплинарной ответственности может привести к увольнению по п. 4 ст. 42 ТК. Расплывчато основание увольнения по п. 2 ст. 47 ТК – совершение виновных действий работником, непосредственно об­служивающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя. Какие виновные действия являются причиной утраты доверия к работнику, решает наниматель.

Работники действительно ну­ждаются в дополнительной защите своего права на труд со стороны государства. Во время рабочей поездки в Могилевскую область 21.03.2017 Президент Александр Лукашенко заявил: «Ни в коем случае нельзя сокращать и увольнять людей без согласования с местными органами власти. Нельзя в трудное время выбрасывать людей на улицу. Это неправильно. Пусть это не рыночно, но пока мы будем действовать подобным об­разом».

Необоснованное с точки зрения фактических обстоятельств увольнение людей, после которого они испытывают сложности с поиском новой работы и не имеют средств к существованию, не соответствует этическим нормам. Но сегодня нет юридических оснований признать незаконным увольнение работника в связи с истечением контракта или в связи с сокращением, проведенным с соблюдением всех норм ТК. Решение о про­длении контракта или сокращении численности или штата работников принимает наниматель, и по действующему законодательству это не требует дополнительных согласований.

НА ЗАЯВЛЕНИЕ Президента местные органы власти отреагировали установлением процедуры согласования приема и увольнения работников. Это вы­звало немало вопросов у нанимателей, в т.ч. о соответствии таких требований законодательству о труде.

Согласно преамбуле к Декрету № 3 он принят в целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по учас­тию в финансировании госрасходов путем уплаты налогов, по­шлин и иных платежей. Следовательно, несогласование райисполкомом ряда увольнений предупредит социальное иждивенчество, поскольку за гражданами сохранится их рабочее место. В свою очередь занятие гражданами имеющихся у нанимателя вакансий обеспечит их участие в финансировании гос­расходов путем уплаты подоходного налога.

Отметим, что согласно абз. 2 ст. 43 Закона от 4.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее – Закон № 108-З) исполкомы базового уровня в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, содействуют занятости граждан, организуют оплачиваемые общественные работы, назначают и выплачивают пособия по безработице, решают иные вопросы в сфере занятости. Таким образом, в компетенцию исполкомов входит приятие мер к обеспечению занятости населения на соответствующей территории. Ис­черпывающий перечень таких мер в Законе № 108-З не приводится. Реализация исполкомом полномочий в данной области обязывает нанимателей участ­вовать в проведении госполитики в области содействия занятости населения, в т.ч. помогать в трудоустройстве, не допускать дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд (абз. 2 ч. 1 ст. 21 Закона от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь», далее – Закон № 125-З).

Согласно ч. 1 п. 4 ст. 113 ГК органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником имущества и ему подотчетен. От имени административно-территориальной единицы права собственника имущества коммунального унитарного пред­приятия, основанного на праве хозяйственного ведения, осуществляют соответствующие ор­ганы местного управления и самоуправления, а также в пределах, установленных законодательством, уполномоченные ими государственные организации (ч. 4 п. 5 ст. 113 ГК). Таким образом, райисполком вправе давать руководителям коммунальных унитарных предприятий указания, обязательные для исполнения, в т.ч. в области содействия занятости.

Трудовым законодательством не предусмотрено согласование любого приема и увольнения работников с местными органами власти. Но они могут сослаться на Декрет № 3, законы о мест­ном управлении и о занятости. Правда, начальник управления по труду, занятости и социальной защите Клецкого райисполкома Алла Мелюк пояснила, что требование касается всех организаций коммунальной формы собственности в районе и связано с поручением Президента по трудоустройству всех безработных до 1 мая. Согласование приема и увольнения работников проводится временной комиссией по трудоустройству граждан, не занятых в экономике района.

В законодательстве о труде и занятости нет термина «сокрытие вакансий». Вероятно, под ним следует понимать действия или бездействие соответствующих должностных лиц, в результате которых сведения о наличии вакансии не доведены до райисполкома в установленный срок и в установленном порядке. Это может быть и занятие штатных единиц «мертвыми душами», фактически не работающими, но которым начисляется зарплата.

ВОЗНИКАЮТ и другие во­просы. Например:

не будет ли затягивание увольнения работника по п.п. 7–9 ст. 42 ТК в связи с необходимостью согласования нарушением подп. 1.4 п. 1 Директивы от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (далее – Директива)?

– будет ли данное нарушение признаваться грубым нарушением трудовых обязанностей, влекущим безусловное привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности, в соответствии с подп. 4.2 п. 4 Дек­рета Президента от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Де­к­рет № 5)?

Подпункт 1.4 п. 1 Директивы не предусматривает сроков при­влечения работников к дисциплинарной ответственности за соответствующие нарушения. Такие сроки определяются ст. 200 ТК. Кроме того, безусловность привлечения работников к дисциплинарной ответственности не означает, что наниматель не должен при этом соблюдать установленные требования, в т.ч. рассматриваемое требование райисполкома. В случае увольнения работника в порядке дисциплинарной ответственности наниматель обязан со­блюсти все требования, предусмотренные законодательством. В связи с этим представляется, что временные затраты на увольнение работника, связанные с необходимостью согласования такого увольнения с райисполкомом, не могут рассматриваться в качестве грубого нарушения руководителем организации трудовых обязанностей, влекущего дисциплинарную ответственность в соответствии с подп. 4.2 п. 4 Декрета № 5.

АБЗАЦ 9 ч. 1 ст. 21 Закона № 125-З обязывает нанимателей письменно уведомлять ор­ганы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение 5 дней со дня их образования с указанием условий труда и раз­мера его оплаты. От этого не избавляет требование райисполкома предоставлять сведения об имеющихся вакансиях до 22 ма­р­та т.г., а в последующем – ежемесячно до 3-го числа.

За неисполнение требования райисполкома руководитель ор­ганизации и кадровой службы могут быть уволены по п. 1 ст. 47 ТК. Другим работникам грозит замечание, выговор (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 198 ТК) или лишение пол­ностью или частично дополнительных стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев (подп. 3.3 п. 3 Декрета № 5), а в случае повторного нарушения – увольнение по п. 4 ст. 42 ТК. Кроме того, неуведомление органов занятости, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов о наличии свободных рабочих мест (вакансий) грозит  штрафом в размере от 5 до 20 базовых величин (ч. 3 ст. 9.15 КоАП).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений