Прием и увольнение — по согласованию с исполкомом
Законность нашумевшего распоряжения Клецкого райисполкома согласовывать прием и увольнение работников с местными органами власти комментирует постоянный консультант «ЭГ», юрист Елена ГАДЛЕВСКАЯ.
Экономический спад вынуждает предприятия принимать экстренные меры, в т.ч. в сфере трудовых отношений – прекращать контракты, сокращать численность или штат работников. Избежать выплаты выходных пособий в размере 3-кратного среднего заработка помогает подмена сокращения кабальным изменением существенных условий труда (установление неполного рабочего дня на 0,1 ставки и др.), в результате чего работник вынужден отказаться от продолжения работы у данного нанимателя и уволиться по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК. В таких условиях положение работников становится все более шатким.
Нестабильно оно и у финансово благополучных нанимателей из-за применения контрактной формы найма. Работник по истечении срока контракта может быть уволен без объяснения причин по п. 2 ч. 2 ст. 35 ТК. От увольнения по произвольному усмотрению нанимателя защищены только беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 5 лет, а также работники предпенсионного возраста (Указ Президента от 12.04.2000 № 180), хотя положение последних ухудшилось в связи с повышением пенсионного возраста. Если к моменту окончания срока контракта работник «не дотянул» до начала 2-летнего предпенсионного периода, в течение которого наниматель обязан продлить с ним контракт, месяц или хотя бы 1 день и был уволен, то найти новую работу ему будет трудно.
Молодым работникам также грозит опасность непродления контракта по надуманным причинам: «не вписывается в команду», личная неприязнь начальника и т.п.
Необоснованное привлечение работников к дисциплинарной ответственности может привести к увольнению по п. 4 ст. 42 ТК. Расплывчато основание увольнения по п. 2 ст. 47 ТК – совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя. Какие виновные действия являются причиной утраты доверия к работнику, решает наниматель.
Работники действительно нуждаются в дополнительной защите своего права на труд со стороны государства. Во время рабочей поездки в Могилевскую область 21.03.2017 Президент Александр Лукашенко заявил: «Ни в коем случае нельзя сокращать и увольнять людей без согласования с местными органами власти. Нельзя в трудное время выбрасывать людей на улицу. Это неправильно. Пусть это не рыночно, но пока мы будем действовать подобным образом».
Необоснованное с точки зрения фактических обстоятельств увольнение людей, после которого они испытывают сложности с поиском новой работы и не имеют средств к существованию, не соответствует этическим нормам. Но сегодня нет юридических оснований признать незаконным увольнение работника в связи с истечением контракта или в связи с сокращением, проведенным с соблюдением всех норм ТК. Решение о продлении контракта или сокращении численности или штата работников принимает наниматель, и по действующему законодательству это не требует дополнительных согласований.
НА ЗАЯВЛЕНИЕ Президента местные органы власти отреагировали установлением процедуры согласования приема и увольнения работников. Это вызвало немало вопросов у нанимателей, в т.ч. о соответствии таких требований законодательству о труде.
Согласно преамбуле к Декрету № 3 он принят в целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании госрасходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей. Следовательно, несогласование райисполкомом ряда увольнений предупредит социальное иждивенчество, поскольку за гражданами сохранится их рабочее место. В свою очередь занятие гражданами имеющихся у нанимателя вакансий обеспечит их участие в финансировании госрасходов путем уплаты подоходного налога.
Отметим, что согласно абз. 2 ст. 43 Закона от 4.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее – Закон № 108-З) исполкомы базового уровня в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, содействуют занятости граждан, организуют оплачиваемые общественные работы, назначают и выплачивают пособия по безработице, решают иные вопросы в сфере занятости. Таким образом, в компетенцию исполкомов входит приятие мер к обеспечению занятости населения на соответствующей территории. Исчерпывающий перечень таких мер в Законе № 108-З не приводится. Реализация исполкомом полномочий в данной области обязывает нанимателей участвовать в проведении госполитики в области содействия занятости населения, в т.ч. помогать в трудоустройстве, не допускать дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд (абз. 2 ч. 1 ст. 21 Закона от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь», далее – Закон № 125-З).
Согласно ч. 1 п. 4 ст. 113 ГК органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником имущества и ему подотчетен. От имени административно-территориальной единицы права собственника имущества коммунального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, осуществляют соответствующие органы местного управления и самоуправления, а также в пределах, установленных законодательством, уполномоченные ими государственные организации (ч. 4 п. 5 ст. 113 ГК). Таким образом, райисполком вправе давать руководителям коммунальных унитарных предприятий указания, обязательные для исполнения, в т.ч. в области содействия занятости.
Трудовым законодательством не предусмотрено согласование любого приема и увольнения работников с местными органами власти. Но они могут сослаться на Декрет № 3, законы о местном управлении и о занятости. Правда, начальник управления по труду, занятости и социальной защите Клецкого райисполкома Алла Мелюк пояснила, что требование касается всех организаций коммунальной формы собственности в районе и связано с поручением Президента по трудоустройству всех безработных до 1 мая. Согласование приема и увольнения работников проводится временной комиссией по трудоустройству граждан, не занятых в экономике района.
В законодательстве о труде и занятости нет термина «сокрытие вакансий». Вероятно, под ним следует понимать действия или бездействие соответствующих должностных лиц, в результате которых сведения о наличии вакансии не доведены до райисполкома в установленный срок и в установленном порядке. Это может быть и занятие штатных единиц «мертвыми душами», фактически не работающими, но которым начисляется зарплата.
ВОЗНИКАЮТ и другие вопросы. Например:
– не будет ли затягивание увольнения работника по п.п. 7–9 ст. 42 ТК в связи с необходимостью согласования нарушением подп. 1.4 п. 1 Директивы от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (далее – Директива)?
– будет ли данное нарушение признаваться грубым нарушением трудовых обязанностей, влекущим безусловное привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности, в соответствии с подп. 4.2 п. 4 Декрета Президента от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5)?
Подпункт 1.4 п. 1 Директивы не предусматривает сроков привлечения работников к дисциплинарной ответственности за соответствующие нарушения. Такие сроки определяются ст. 200 ТК. Кроме того, безусловность привлечения работников к дисциплинарной ответственности не означает, что наниматель не должен при этом соблюдать установленные требования, в т.ч. рассматриваемое требование райисполкома. В случае увольнения работника в порядке дисциплинарной ответственности наниматель обязан соблюсти все требования, предусмотренные законодательством. В связи с этим представляется, что временные затраты на увольнение работника, связанные с необходимостью согласования такого увольнения с райисполкомом, не могут рассматриваться в качестве грубого нарушения руководителем организации трудовых обязанностей, влекущего дисциплинарную ответственность в соответствии с подп. 4.2 п. 4 Декрета № 5.
АБЗАЦ 9 ч. 1 ст. 21 Закона № 125-З обязывает нанимателей письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение 5 дней со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. От этого не избавляет требование райисполкома предоставлять сведения об имеющихся вакансиях до 22 марта т.г., а в последующем – ежемесячно до 3-го числа.
За неисполнение требования райисполкома руководитель организации и кадровой службы могут быть уволены по п. 1 ст. 47 ТК. Другим работникам грозит замечание, выговор (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 198 ТК) или лишение полностью или частично дополнительных стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев (подп. 3.3 п. 3 Декрета № 5), а в случае повторного нарушения – увольнение по п. 4 ст. 42 ТК. Кроме того, неуведомление органов занятости, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов о наличии свободных рабочих мест (вакансий) грозит штрафом в размере от 5 до 20 базовых величин (ч. 3 ст. 9.15 КоАП).