Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2754
EUR:
3.4819
RUB:
3.4846
Золото:
246.86
Серебро:
2.99
Платина:
102.46
Палладий:
108.04
Назад
Социум
26.01.2018 9 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №8 (2112) от 30.01.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В Беларуси больше нет социальных иждивенцев. Зато появились трудоспособные граждане, не занятые в экономике

Давно обещанные изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», сразу же названный в народе «Декретом о тунеядцах», который вызвал резкое неприятие населением и нешуточные волнения, наконец, приняты. Декретом Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 1 «О содействии занятости населения» он изложен в новой редакции, вступающей в силу с 27 января 2018 г.

На первый взгляд, новый законодательный акт Президента Беларуси Александра Лукашенко направлен не против людей, названных в Декрете № 3 социальными иждивенцами, – о них вообще в Декрете № 1 говорится не так много, а, как неоднократно заявлялось с самых разных трибун, на властную вертикаль. Действительно, он содержит множество поручений органам госуправления различного уровня по содействию гражданам в трудоустройстве и стимулированию занятости. При этом, как и в своем «предшественнике», под гражданами в Декрете № 1 понимаются не только граждане Беларуси, но и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в нашей стране и вид на жительство в Беларуси.

Документом предусмотрено, что за реализацию его положений придется отвечать и, возможно, достаточно серьезно: проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержка предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности теперь будут считаться одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов.

Но нас вряд ли особо интересуют взаимоотношения различных ветвей власти – пусть они сами между собой разбираются. Гораздо важнее, что принятие Декрета № 1 принесет гражданам нашей страны.

А вот здесь в документе и начинается самое интересное. Для достижения заявленных в нем целей местные исполнительные и распорядительные органы будут использовать специальную базу данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее – база данных), порядок формирования и ведения которой еще предстоит определить Совмину. При этом особо отмечено, что предоставление, сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено. 

Таким образом, не спрашивая согласия граждан, власти сформируют некую базу данных, в которую по своему разумению будут вносить сведения о лицах, которые по пока не ясным критериям будут признаны ими вполне трудоспособными, но не занятыми в экономике. Именно такие граждане в приснопамятные советские времена и назывались тунеядцами, которых следовало клеймить позором, перевоспитывать в трудовых коллективах и общественных организациях, а в особо запущенных случаях – отправлять «на перевоспитание» в места не столь отдаленные.

Но поскольку на дворе уже XXI век, попавших в «черные списки» граждан будут всего лишь «бить рублем», причем не с помощью сбора на финансирование государственных расходов, предусмотренного Декретом № 3, который себя явно не оправдал, – подавляющее большинство тех, кто, по замыслу авторов этого документа, должен был безропотно платить государству за право жить в своей стране и получать от него минимум услуг, просто проигнорировали его. А на принудительное взыскание этого сбора, по прикидкам специалистов, нужно было затратить намного больше сил и средств, чем удалось бы получить от «социальных иждивенцев».

Поэтому власти решили пойти по другому пути, включив уже имеющиеся у них механизмы. Теперь не занятые в экономике, но трудоспособные граждане будут «всего лишь» оплачивать жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) по повышенным тарифам, которые давно разработаны и названы «обеспечивающими полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание». А уж справляться со злостными неплательщиками ЖКУ «на местах» давно научились.

Реализовывать положения Декрета № 1 «на местах», а значит, и принимать решение о «награждении» того или иного попавшего в базу данных гражданина повышенными тарифами будут специально созданные районными (городскими) исполкомами (местными администрациями) постоянно действующие комиссии (далее — комиссии). В их состав войдут депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и соцзащите, ЖКХ, внутренних дел, других подразделений районного (городского) исполкома (местной администрации). Также туда могут включить и представителей республиканских государственно-общественных и иных общественных объединений, хотя вряд ли от этого кому-нибудь из «тунеядцев» станет легче.

Именно комиссии будут формировать списки трудоспособных граждан, не занятых в экономике и оплачивающих услуги с возмещением затрат, причем данные списки будут служить прямым основанием для предъявления указанным гражданам повышенной платы за услуги. При этом ни о каком обжаловании решений о внесении того или иного гражданина в базу данных и вынесения соответствующего решения комиссией в Декрете № 1 не говорится, равно как и о том, кто и как будет формировать и вести базу данных. Решение всех этих вопросов также отдано «на откуп» Правительству, которое должно будет определить порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, включая порядок взаимодействия госорганов и организаций при формировании и ведении базы данных.

Ему же вменяется в обязанность до 1 апреля 2018 г.:

– утвердить примерное положение о комиссии;

– определить перечень услуг с возмещением затрат (пока можно лишь догадываться, что в него будет включено.) и условия их предоставления, а также порядок расчета и внесения платы за такие услуги.

В свою очередь, налоговые органы должны активизировать деятельность по выявлению и налогообложению доходов физических лиц, сокрытых от налогообложения.

Конечно, Декретом № 1 предусмотрены и некие послабления для отдельных граждан. Так, комиссии получили право принимать решения о полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации от обязанности уплачивать ЖКУ по повышенным тарифам по заявлениям таких граждан или членов их семей. При этом для целей Декрета № 1 под такой ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.

Скорее всего, какие-то ограничения по перечисленным мерам будут применяться и для так называемых территорий с напряженной ситуацией на рынке труда – не зря же Правительству поручено разработать порядок их определения.

В то же время комиссии смогут принимать и решения о необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории. Еще одна интересная норма, последствия появления которой пока трудно оценить.

На наш взгляд, единственным несомненно позитивным итогом принятия Декрета № 1 является его п. 2, согласно которому все плательщики сбора на финансирование государственных расходов, основания для уплаты которого возникли до вступления в силу Декрета № 1, освобождены от уплаты этого сбора. А уже уплаченный сбор должен быть возвращен в порядке, установленном законодательством.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений