Тяжесть сокращенного перечня
Размер отчислений по государственному социальному страхованию от фонда оплаты труда белорусский бизнес давно считает одной из главных проблем налоговой нагрузки. Проблема здесь не только в ставках, но и в нюансах методологии, из-за которых иногда увеличивается как облагаемая база, так и вероятность ошибок. Поэтому любые изменения в законодательстве, регулирующем вопросы начисления взносов, неизменно привлекают особое внимание предпринимателей и бухгалтеров. Очередные новшества могут появиться в ближайшее время.
Недавно в бизнес-союзы поступил проект новой редакции Перечня выплат, на которые не начисляются взносы, в т.ч. по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».
Авторы документа ставили перед собой задачу обеспечить сбалансированность и увеличение доходной части бюджета ФСЗН, сократить затраты времени на определение объекта для начисления плательщиками страховых взносов. Кроме того, учитывалось действие ограничений по начислению, удержанию и уплате страховых взносов в размере не выше 5-кратной величины средней зарплаты работников за предшествующий месяц (подп. 1.5 п. 1 Указа от 8.12.2014 № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения»).
В результате проект нового Перечня получился значительно короче, чем ныне действующий, утвержденный постановлением Совмина от 25.01.1999 № 115 (с изменениями и дополнениями): всего 5 пунктов вместо 8.
Предлагается не начислять взносы на:
– государственные премии, стипендии, пособия, денежные выплаты, связанные с награждением государственными наградами, гранты, предусмотренные законодательными актами и выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования;
– денежные выплаты за счет средств международной технической помощи Евросоюза, производимые работающим гражданам, участвующим в реализации программ и проектов международной технической помощи ЕС;
– компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в главе 9 ТК (речь идет о компенсациях при командировках, переезде в другую местность, за подвижной и разъездной характер работы и работу вахтовым методом, при повышении квалификации, переподготовке, профессиональной подготовке и стажировке по направлению нанимателя, направлении на медосмотр и медобследование в государственные организации здравоохранения и т.п.);
– суммы страховых взносов (платежей), уплачиваемых работодателем по обязательному государственному личному страхованию в соответствии с законодательством, а также по договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что договоры заключены на срок не менее 1 года);
– доплату до среднемесячного заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
О п. 8 действующего Перечня сожалеть не приходится – он исключается в связи с утратой силы с 1 июня т.г. Декрета от 7.12.2012 № 9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности». А вот исключение п.п. 2, 4, 7, а также сумм возмещения морального вреда, причиненного работникам, упомянутых в п. 3 нынешнего Перечня, вряд ли обрадует бизнес. Получается, что взносами в ФСЗН будут облагаться выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта), суммы средств работодателя, направленные на обеспечение работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и т.п., форменной одеждой и обмундированием, на обучение работников, приобретение путевок, поощрение работников за участие в спортивных мероприятиях, суммы, направленные на строительство и покупку жилья и погашение кредитов (ссуд), полученных на эти цели гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Не пожалели даже материальную помощь, оказываемую работникам в соответствии с законодательными актами, а также в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью их близких родственников.
Таким образом, авторы проекта одним махом разрешили большинство коллизий, порождавших споры и волны запросов и разъяснений. Больше не придется спорить, надо ли облагать взносами в ФСЗН обучение на семинарах и «золотые парашюты», стоимость питьевой воды и туалетных принадлежностей, приобретаемых для работников, тот или иной вид матпомощи и вакцинацию сотрудников. Облагаться будет почти все, кроме крайне ограниченного круга выплат, пособий и компенсаций. Это действительно до предела сократит время на исчисление взносов – в той же степени, насколько вырастут суммы, подлежащие перечислению. При этом формально власти не нарушают обещание не вводить новые налоги (тем более что у нас отчисления на социальное страхование налогом не считаются).
Нетрудно спрогнозировать, что многим работодателям станет невыгодно сохранять привычные выплаты, если они в одночасье «подорожают» более чем на треть. Будут попытки уклониться даже от платежей, прямо предписанных законодательством, а от соцпакетов, привлекающих и стимулирующих сотрудников, вообще мало что останется. Заодно у бизнеса появится довольно весомый мотив для более широкого применения «зарплат в конвертах».
Новая редакция перечня (если он будет утвержден) может вступить в силу с 1 января 2017 г. Вряд ли кого-то утешит, что суммы выплат, начисленных в пользу работника, будут учитываться при исчислении его стажа и заработка при назначении пенсии и пособий. До пенсии еще надо дожить, а расходы предприятий (в т.ч. те, которые в текущей пятилетке собираются сократить на 25%) снова вырастут.