Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Проблемы и решения
22.07.2016 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Разоблачение схем уклонения по-сингапурски

Налоговая служба Сингапура опубликовала руководство по борьбе с уходом от налогообложения. В нем содержатся определения понятий, характеризующих подобные явления, а также признаки и примеры подозрительных схем. Полагаем, что эта информация заинтересует как белорусских налогоплательщиков, консультантов и сотрудников контролирующих органов, так и любителей помечтать о передовом зарубежном опыте.

Сингапурское законодательство содержит весьма недвусмысленное определение налоговой выгоды. Согласно ст. 33 закона о налоге на прибыль (Income Tax Act) местные налоговики могут не учитывать схему, сделать перерасчет прибыли/дохода или возложить обязательства уплатить налог для нейтрализации полученных лицом налоговых преимуществ, если есть уверенность, что целью или результатом какой-либо схемы прямо или косвенно являются:

– изменение ставки какого-либо налога, который подлежит уплате или в ином случае подлежал бы уплате каким-либо лицом;

– освобождение какого-либо лица от какого-либо обязательства уплатить налог или задекларировать доход;

или

– уменьшение или избежание какого-либо обязательства, которое в противном случае налагалось бы законодательством.

При этом «схемой» считается любой план, траст, субсидия, сделка, соглашение, распоряжение, операция и включает в себя все шаги, посредством которых она осуществляется.

Общее положение о борьбе с уходом от налогообложения не применяется к схемам, по которым истек срок давности (совершены до 1988 г.), а также к операциям, осуществлявшимся по подлинно коммерческим мотивам и не имевшим основной целью избежание или уменьшение налога.

Руководство налоговой службы от 11.07.2016 г. не касается специальных положений против ухода от налогов, содержащихся в законодательстве, и вопроса уклонения от налогов (tax evasion).

Такой подход допускает налоговое планирование, направленное на смягчение налогового бремени (tax mitigation), но отделяет от него шаги по уходу от налогов, которые соответствуют требованиям закона, но не обязательно следуют целям закона. Грань тут довольно зыбкая, но сингапурские суды научились разграничивать смягчение налогового бремени и уход от налогообложения. Здесь используется следующий принцип: при уходе от налогов плательщик уменьшает свое налоговое обязательство, не имея тех экономических последствий, которые, по замыслу законодателя, у него должны были быть для получения возможности уменьшить свое налоговое обязательство. При смягчении налогового бремени плательщик пользуется налоговым преимуществом, предоставляемым ему законодательством, и действительно претерпевает экономические последствия, которые предусмотрены законом.

При оценке схем с точки зрения ухода от налогов сингапурские суды рассматривают, подпадает ли схема под одно из названных выше условий признания уходом от налогов. Затем выясняется, есть ли вероятность, что эти условия неприменимы к плательщику, поскольку он руководствовался исключительно коммерческими мотивами. При этом плательщику приходится доказывать, что налоговое преимущество было получено им вследствие применения специальных положений закона в установленных рамках и целях.

Схемы ухода от налогов сингапурские власти разделяет на 4 группы, каждая из которых подробно разбирается в руководстве.

1. Круговое финансирование (circular flow of funds или round-tripping of funds). Здесь обычно средства проводятся через несколько связанных или формально не связанных между собой компаний под видом процентного займа. Проценты вычитаются из налоговой базы заемщика, что приводит к уменьшению налога к уплате. При этом реальное финансовое положение налогоплательщика не меняется. Ключевой характеристикой такого круговорота средств является то, что процентные платежи по займу, вычитаемые из налоговой базы налогоплательщика, направляются напрямую или косвенно от налогоплательщика другой взаимосвязанной стороне в качестве не облагаемого налогом дохода. Нередко такая схема используется для того, чтобы вывести прибыль под видом процентов, а не начислять дивиденды, налог с которых выше, и одновременно обойти правила «тонкой капитализации», предусмотренные, в частности, ст.131-1 белорусского НК. Но, по мнению сингапурских налоговиков, «круговое финансирование» с искусственным посредничеством внешних организаций пересекает черту между налоговой эффективностью и уходом от налогообложения. А потому, если компания не представит суду какого-либо убедительного объяснения применения излишне сложной схемы перевода средств, ей придется доплачивать налоги.

2. Учреждение нескольких юридических лиц с единственной целью получения налогового преимущества. К этой группе относятся схемы, предназначенные для максимизации налоговой выгоды в виде полного или частичного освобождение от налога для вновь зарегистрированных компаний. Оценивая такие действия с точки зрения ухода от налогообложения, в Сингапуре принимают во внимание, имеют ли место изменения в коммерческих операциях, процессах и функциях персонала (например, новация или переподписание контрактов, трудовых договоров, открытие банковских счетов), изменение мест ведения бизнеса и процессов принятия решений и т.п.

3. Изменение формы ведения бизнеса с единственной целью получения налогового преимущества. Считается, что плательщик выбирает ту или иную форму ведения бизнеса, основываясь на коммерческих причинах. Если же она меняется без таких причин, налоговый орган может предположить, что это сделано исключительно для получения определенного налогового преимущества, доступного только этой конкретной форме. При этом оцениваются такие факторы, как причина изменения формы ведения бизнеса, соответствие деятельности, осуществляемой новой формой, озвученным причинам, наем/отсутствие найма новых сотрудников для поддержания бизнеса в новой форме, отнесение прибыли к определенному налогоплательщику до и после изменения формы и т.п.

Таким образом, любое разделение или выделение, в результате которого реорганизованные компании получают право на освобождение от налогов, применение пониженных ставок или льготного режима налогообложения (вроде нашего УСН) может рассматриваться в Сингапуре как схема ухода от налогов.

4. Отнесение прибыли/дохода, не соответствующее экономической реальности. Отнесение прибыли/дохода одного лица на счет другого лица может быть сочтено недействительным с точки зрения налогообложения, если оно не было экономически обосновано или такое лицо ничего не делало для получения дохода. При этом изучается тип и объем выполненных работ, степень ответственности каждого лица при принятии решений в процессе ведения бизнеса и т.п. Под эту категорию подпадает множество популярных схем, в т.ч. связанных с использованием индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги, ранее осуществлявшиеся силами штатных работников.

В руководстве подчеркивается, что ст. 33 закона о налоге на прибыль направлена на борьбу со схемами ухода от налогообложения и не затрагивает случаи, когда налогоплательщик получает налоговую выгоду в результате операций, имеющих подлинную экономическую причину. Например, помещение денежных средств в местные или зарубежные банки, предоставление компанией места проживания для работников вместо выдачи денежной компенсации для найма жилья или отказ от перевода иностранного дохода в Сингапур не являются случаями, к которым налоговый орган применяет статью 33 закона о налоге на прибыль.

Заметим, что такие меры борьбы с уходом от налогов применяются в стране, которая занимает 1 место в мире по легкости ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка Doing Business и 5-е – по показателю «Налогообложение». Оказывается, умеренное налоговое бремя (в совокупности – 18,4% от прибыли) и легкость заполнения деклараций (83,5 часов в год – вдвое меньше, чем в среднем странах ОЭСР) может вполне успешно сочетаться с весьма суровыми методами контроля и противодействия схемам ухода от налогов. А вот сочетание жесткого контроля и эффективного налогового администрирования с высокой фискальной нагрузкой делает условия ведения бизнеса гораздо менее привлекательными.

Глоссарий налоговой оптимизации

Схема для ухода от налогообложения (tax avoidance arrangement) – искусственная схема, которая имеет небольшой или вовсе не имеет экономического смысла и предназначена для получения налоговой выгоды, не подразумеваемой и не установленной законодателем.

Уклонение от налогов (tax evasion) – уголовное правонарушение, которое связано с уменьшением чьего-либо налогового обязательства или получением налоговых вычетов или возвратов с помощью незаконных средств, таких как учет фиктивных или не существующих расходов и недекларирование прибыли, подлежащей налогообложению.

Налоговое планирование (tax planning) – процесс структурирования операции или серии операций для минимизации налоговых обязательств, который обычно удовлетворяет требованиям и целям законодательства о налоге на прибыль.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений