Гостинично-ресторанный бизнес: распределение рынка и ожидание более жестких условий работы
В завершившемся году компании сектора HoReCa нарастили товарооборот, оптимизировали кадровый состав, увеличили заработные платы, улучшили многие финансовые показатели, а также добились снижения долгов дебиторов.
Товарооборот растет, меняется госрегулирование
По итогам января-ноября 2023 г. товарооборот общественного питания составил 4552,0 млн руб. (в текущих ценах). По сравнению с аналогичным периодом 2022 г. объем вырос на 10,3% (в сопоставимых ценах).
Главную роль в валовых показателях общественного питания играют организации, зарегистрированные в столице. За 11 месяцев 2023 г. удельный вес Минска в товарообороте общественного питания составил 47,2%, что эквивалентно 2148,6 млн руб. В январе-ноябре товарооборот общественного питания столицы в сопоставимых ценах вырос на 10,3% по отношению к 2022 г. (при росте на 2,1% годом ранее).
В разрезе форм собственности произошло перераспределение долей рынка. Так, если в 2022 г. компании с иностранной собственностью контролировали в товарообороте общественного питания 11,0%, то в 2023 г. – 9,3%. Уменьшение веса компаний с иностранным капиталом связано, вероятно, с санкционным давлением.
Удельный вес организаций с частным белорусским капиталом возрос за год с 71,7 до 73,6%, а с государственным белорусским капиталом сократился с 17,3 до 17,1%. Государственная сеть объектов общественного питания постепенно теряет позиции:...