Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Контроль
03.05.2016 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Первичный учетный документ как источник повышенной опасности

На что обязательно смотрят проверяющие при контроле оформления первичных учетных документов.

Каждый документ, проходящий через бухгалтерию любого предприятия, а тем более, не попавший в нее, если он был нужен, может стать для бухгалтеров источником повышенной опасности. Налоговые последствия неправильного оформления первичных учетных документов обсудили участники семинара, организованного аудиторской компанией «БелАудитАльянс» на прошлой неделе.

Как известно, данные для исчисления налогов берутся из бухгалтерского учета, в т.ч. – на основе первичных учетных документов. Поэтому отсутствие таких документов или недостатки в их оформлении могут иметь самые серьезные последствия.

Подозрительными в глазах проверяющих обычно становятся документы, содержащие исправления, потертости, неправильные даты, непоследовательную нумерацию, отсутствие раскрытия сути хозяйственной операции. Пристальное внимание вызывают документы на крупные суммы, в т.ч. если их несколько, но выписаны одному и тому же контрагенту в один и тот же период. Особенно внимательно изучаются договоры, акты и платежки, которыми оформлено оказание консультационных, информационных, маркетинговых и других услуг нематериального характера. Зачастую контролеров не удовлетворяет наличие акта сдачи-приемки, и они требуют предъявить какие-либо отчеты и иные подтверждения факта оказания услуги. Правда, в законодательстве по этому поводу нет прямых указаний. Но налоговики всегда могут сослаться на подп. 1.4 и 1.6 п. 1 ст. 22 НК, обязывающие плательщиков предоставлять документы и сведения, необходимые для исчисления уплаты и взыскания налогов, без конкретизации их списка. Стало быть, правовых границ для ревизорской фантазии практически не существует.

Еще один признак подозрительности, по мнению организаторов семинара, – подписание документов в конце отчетного периода. Формально это не запрещено, но наводит на мысль, что дата выбрана лишь для того, чтобы успеть получить вычет по НДС или «закрыть» побольше затрат, чтобы снизить налогооблагаемую прибыль.

Не вызывают доверия у проверяющих и документы, подписанные факсимиле. Эта тема постоянно беспокоит бухгалтеров. На сей раз их тревоги только усилились: на семинаре им напомнили, что если гражданское законодательство в некоторых случаях допускает факсимильную подпись, то нормативные акты по бухучету требуют собственноручной подписи первичных учетных документов. А потому любая хозяйственная операция, оформленная документом с использованием факсимиле, может быть признана несовершенной.

Много путаницы возникает с электронными документами. О них большинство бухгалтеров все еще имеют весьма смутное представление, отмечают специалисты «БелАудитАльянса»: иные считают таковыми любой не распечатанный на бумаге компьютерный файл в Word или Excel. Однако на самом деле электронным признается документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его подлинность и целостность, т.е. возможность быть уверенным в отсутствии изменений или дополнений.

Отсутствие или неправильное оформление «первички» служит благодатной почвой для широкого применения ч. 4 ст. 12.17 КоАП, грозящей штрафом до 50 базовых величин (БВ) с конфискацией товаров за приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировку и реализацию товаров в нарушение установленного законодательством порядка – без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов. Практика показывает, что «отбиться» в суде от этой статьи удается крайне редко. При этом зачастую даже незначительные нарушения, вроде неверного указания сведений о перевозчике или месте погрузки (разгрузки), может привести к конфискации товара.

Заметим, что в ряде первичных учетных документов, в т.ч. платежных и отгрузочных, подпись главного бухгалтера обязательна. Но это, по мнению проверяющих, свидетельствует об ответственности всех лиц, подписавших документы, за последствия соответствующих хозяйственных операций: от сохранности активов и уплаты налогов до субсидиарной ответственности по долгам ликвидируемого или обанкротившегося предприятия.

К сожалению, бухгалтеры не всегда могут обеспечить правильный документооборот – порой не по своей вине. Иногда другие подразделения весьма небрежно относятся к оформлению и получению актов, накладных и т.д., а иные документы попадают в бухгалтерии с опозданием или вообще теряются в других кабинетах. Правда, Закон «О бухгалтерском учете и отчетности» декларирует, что требования главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников, а руководители обязаны обеспечить неукоснительное выполнение этих требований, в части соблюдения порядка оформления и представления необходимых документов и сведений, для ведения бухучета и составления отчетности. Но эта норма нередко игнорируется, а за последствия отвечать приходится не только руководителям, но и бухгалтерам. Не менее серьезными могут быть последствия заключения сделки со структурой, включенной в «лжепредпринимательский» реестр. При этом бдительность при заключении сделки не всегда помогает. Остается проявлять твердость и в конфликтных ситуациях оспаривать требования контролеров. Это, по мнению организаторов семинара, может привести к смягчению санкций.

В дальнейшем риски белорусских бухгалтеров, связанные с документооборотом, могут вырасти еще больше. В настоящее время подготовлен законопроект, предусматривающий изменение ст. 243 УК. Предлагается установить, что уклонение от уплаты налогов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы, в т.ч. посредством уклонения от представления предусмотренных законодательством документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в т.ч. налоговой декларации (расчета), или внесения в них заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, будет наказываться штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом со штрафом, или ограничением свободы на срок до 3 лет со штрафом, или лишением свободы на тот же срок со штрафом. В случае ущерба в особо крупном размере – срок может составить от 3 до 7 лет с конфискацией имущества. При этом крупный размер предлагается увеличить с нынешней 1 тыс. БВ до 2 тыс., а особо крупный – с 2 до 3,5 тыс. БВ, но это, по сути, лишь индексация с учетом девальваций последних лет.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений