Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Мнения
18.09.2018 15 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №70 (2174) от 18.09.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Чем заняться до начала пенсионной реформы

Сергей Коротаев

В статье, опубликованной в «ЭГ» в июле (№ 50 «Почему богатых белорусов ожидают маленькие пенсии и как убедить их добровольно пополнять ФСЗН?» за 10.07.2018 г.), мы отмечали, что действующая пенсионная система имеет уравнительный характер и не заинтересовывает граждан в легализации своих доходов. Действительно, какой смысл показывать высокий заработок, с которого производятся отчисления в ФСЗН, если максимальная пенсия будет выше средней по стране не более чем в 1,6 раза, даже в случае, если заработок будет превышать среднюю зарплату по стране в 5 и более раз.

Но на этом странности не заканчиваются. Еще один парадокс нашей пенсионной системы: чем больше ты зарабатываешь и больше платишь в ФСЗН, тем меньшую пенсию получаешь. Пусть не во всех, но в целом ряде случаев. Речь идет о работающих пенсионерах.

Доработав до пенсии и заработав ее, гражданин, казалось бы, все обязательства перед Фондом выполнил и имеет право на пен­сию в полном объеме. Но работающий пенсионер может рас­считывать только на часть пенсии. Ведь со­гласно ст. 83 Закона от 17.04.1992 г. № 1596-ХII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) работающему пенсионеру не выплачивается часть пенсии, ис­численная с учетом заработка свыше 130% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера.

Такой порядок действует в отношении пенсионеров, работающих по трудовым договорам, а также гражданско-правовым договорам (договорам подряда) (ст. 7 Закона от 31.01.1995 № 3563-ХII «Об основах государственного и социального страхования»). Работодатель обязан в 5-дневный срок уведомить о принятии на работу пенсионера или заключении с ним договора подряда на выполнение работ, оказание услуг, органы пен­сионного обеспечения (ст. 93 Закона), которые скорректируют размер выплачиваемой пенсионеру пенсии с учетом ограничений законодательства.

Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа пенсионного обеспечения по его распоряжению в бесспорном порядке с юридических лиц и в судебном порядке – с работодателей-физлиц.

Подчеркнем, что с постпенсионных заработков работодатель продолжает отчисления в ФСЗН. Мало того, что гражданин недополучает заработанную пенсию (экономит пенсионный фонд), так с учетом его заработков этот фонд увеличивается. При этом размер пенсии у работника в сторону увеличения не корректируется. В итоге парадокс: пополняешь ФСЗН – получаешь меньшую пенсию! Очевидно, система может быть жизнеспособна, если заработок пенсионера существенно превышает сумму средств, которую он теряет в связи с получением урезанной пенсии. Иначе смысла работать нет.

Например, высококвалифицированный преподаватель ВУЗа, до­стигнув пенсионного возраста и заработав неплохую пенсию, готов продолжать работать. Од­нако в силу низких заработков в системе образования работа на 0,5 или 0,25 ставки сопоставима с потерями, которые преподаватель понесет в связи с «секвестром» его пенсии. Как результат, опытные преподаватели практически не заинтересованы работать в ВУЗах после выхода на пенсию. А ведь работающий пенсионер – это более активный потребитель и, соответственно, двигатель торговли и экономики в целом.

Если человек «свою» пенсию заработал, почему, работая после достижения пенсионного возраста, он должен получать меньше, дополнительно пополняя при этом ФСЗН? Конечно, кто-то возразит, что отчисления в Фонд производит не пенсионер, а работодатель. Но суть проблемы не меняется. Ведь в конечном счете выплачиваемая пенсия – это часть отложенной заработной платы работника, которую он недополучает до наступления пенсионного возраста и которую начинает получать в форме пенсии после наступления пенсионного возраста.

«Особенные» пенсионеры

Урезание пенсий работающим пенсионерам не распространяется на военных пенсионеров и ряд других категорий трудящихся, достигших пенсионного возраста. Их защищает ст. 52 Закона от 17.12.1992 № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, След­ственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых рас­следований» (далее – Закон о военнослужащих).

Кроме того, особый порядок вы­платы пенсий действует в отношении работающих пенсионеров-­госслужащих. Так, согласно п. 7 ст. 54 Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон о госслужбе), в период работы по трудовому договору (конт­ракту) или занятия предпринимательской деятельностью выплата пенсии за выслугу лет работающим госслужащим приостанавливается. Соответственно, если пенсионер – бывший госслужащий привлекается к выполнению работ, оказанию услуг по гражданско-правовому договору, каких-либо ограничений в части размера назначенной ему пенсии не имеется.

Итак, работа и получение доходов по гражданско-правовым договорам не влияет на размер пенсии ни военных, ни госслужащих. Кроме того, на размер пенсии не влияют и доходы по трудовым договорам работающих военных пенсионеров. Что же касается «обычных» пенсионеров, то они обречены на кор­ректировку пенсии и при работе по трудовым договорам, и при работе по гражданско-правовым договорам.

Кто-то может сказать, что источником пенсий военным пенсионерам является республиканский бюджет, а не Фонд, и не надо равнять «обычных» пенсионеров с военными. По нашему мнению, различие в источниках для выплаты пенсий условно. Бюджет, в основном, это налоги, которые платят субъекты хозяйствования, впоследствии рас­пределяемые по направлениям ис­пользования, в т.ч. на выплату пенсий отдельным категориям граж­дан, не задействованным в реальном секторе экономики. ФСЗН – это тоже своего рода налоги, сборы, а точнее – обязательные отчисления, подлежащие последующей выплате, в частности, в форме пенсии.

Необходимо отметить, что ФСЗН является источником выплаты пенсий государствен­ным служащим (п. 1 ст. 54 Закона о госслужбе), поскольку с их зарплаты, в отличие от военных, отчисления производятся именно в Фонд. Вместе с тем следует учитывать, что финансируются госорганизации за счет бюджета, в т.ч. средствами на уплату отчислений в ФСЗН. Таким образом, конечным источником уплаты отчислений в Фонд с зарплаты госслужащих является бюджет.

В любом случае, и изъятия в бюд­жет в форме налогов и сборов, и отчисления в ФСЗН – это сначала изымаемые, а впоследствии рас­пределяемые суммы. Неслучайно дефицит Фонда, наблюдаемый в последние годы, «перекрывается» за счет бюджета. В конце концов, и НДС, и налог на прибыль, и другие налоги, равно как и отчисления в Фонд, – это изымаемые у хозяйствующих субъектов составляющие стоимости реализуемых товаров, продукции, услуг.

Рассматривая особенности национальной пенсионной системы, отметим, что для госслужащих и военных пенсия имеет прямую увязку с их заработком (денежным довольствием), без каких-либо понижающих коэффициентов, как в отношении «обычных» пенсионеров. На­пример, пенсия за выслугу лет госслужащим назначается в размере 40% заработной платы (п. 2 ст. 54 Закона о госслужбе), военнослужащим, имеющим выслугу 20 лет, – в размере 50% соответствующих сумм денежного довольствия (ст. 15 Закона о военнослужащих).

При этом общая сумма пенсии гос­служащего не может превышать 50% его зарплаты, а размер зарплаты, из которой исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 3-кратного размера средней зарплаты в республике, применяемой в соответствии с пенсионным законодательством для перерасчета пенсий в связи с ростом средней заработной платы (п. 3 ст. 54 Закона о гос­службе).

Очевидно, что ограничения раз­меров пенсий военных пенсионеров и госслужащих существенно лояльнее по сравнению с ограничениями для «обычных» пенсионеров, что и обусловливает серьезные разрывы в размерах их пенсий.

Например, отношение размера пенсии «обычного» пенсионера, имеющего зарплату 1300 BYN (хотя такая зарплата для «обычного» пенсионера уже необычна), со­ставляет к его зарплате только 30,25% и будет резко уменьшаться с ее дальнейшим ростом. При заработке в 3000 BYN (наверное, это айтишник) соотношение составит 16,23%. Что касается госслужащих и военных, то у них это соотношение составляет соответственно 40 и 50% от зарплаты (денежного довольствия).

Представляется, в отношении пен­сионеров в целом должны соблюдаться общие подходы – и в части порядка формирования размера пенсии (без понижающих коэффициентов), и в части размера пенсии, на которую может претендовать работающий пенсионер (без привязки к 130% средней зарплаты работников в республике).

Сложившаяся система провоцирует граждан ее обойти, чтобы их пенсия не урезалась, а у работодателя был интерес работать с пенсионерами. Эти попытки поддерживают наниматели, не заинтересованные в увеличении затрат на отчисления с заработков пенсионеров. В результате выполнение работ, оказание услуг нередко осуществляется «невидимками», выплата им зарплаты производится «в кон­вертах», а пенсионный фонд недополучает средства. Безусловно, это касается, как правило, частных структур небольшой численности.

В Парке скидки

Работники Парка высоких тех­нологий (ПВТ), созданного для повышения конкурентоспособности национальной экономики, освобождены от начисления и уплаты отчислений в ФСЗН в части доходов, превышающих 1-кратный раз­мер средней зарплаты работников в республике за месяц. Это пред­писано ч. 2 п. 34 Положения о Пар­ке высоких технологий, утв. Декретом Президента от 22.09.2005 № 12.

При месячном доходе работника 2500 BYN работодатель (если со­трудник не возражает) уплачивает отчисления в ФСЗН только с 1-крат­ной величины средней зар­платы работников в республике за месяц. Большая часть дохода работника не является объектом для исчисления платежей в Фонд. Понятно, что льгота уменьшает затраты резидентов ПВТ и увеличивает их прибыльность. Вместе с тем нарушены все принципы социальной защищенности работника, по­скольку расчет пенсии льготникам будет производиться из фактически уплаченных сумм в Фонд.

Государство предоставило воз­можность не платить в ФСЗН, чем многие работники компаний-резидентов ПВТ, подталкиваемые заинтересованными работодателями, воспользовались, думая исключительно о текущем дне и не полагаясь на национальную пенсионную систему в будущем. Такой под­ход ошибочен и требует корректировки.

Что делать до начала пенсионной реформы

Движение к прогрессивным мировым практикам назначения и вы­платы пенсий – процесс непростой и длительный. Но уже сейчас целесообразно устранить перекосы, выработать прозрачные механизмы назначения пенсии, стимулирующие увеличение легальных доходов граждан и, соответственно, отчислений в ФСЗН.

В целях совершенствования существующей системы пенсионного обеспечения целесообразно:

1. Установить прямую зависимость размера пенсии граждан от получаемых ими доходов, как это имеет место в отношении госслужащих и военных пенсионеров.

2. Отменить необходимость кор­ректировки назначенного раз­мера пенсии пенсионерам, принятым на работу по трудовым или гражданско-правовым договорам. «Свою» пенсию работающий пенсионер уже заработал, а с получаемых им сумм заработка работодатель уплачивает взносы в Фонд – источник для выплаты пенсий другим пенсионерам. Как вариант, можно рас­смотреть вопрос об отмене отчислений в ФСЗН с сумм заработка работающих пенсионеров.

3. Отменить ограничение в размере 5-кратной величины средней заработной платы работников в рес­публике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, при превышении которого отчисления в Фонд не производятся. Это установлено ч. 2 ст. 2 Закона от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Рес­публики Беларусь». С отменой указанного ограничения должны быть внесены изменения в ст. 56 Закона, определяющую предельный размер фак­тического заработка пенсионера, учитываемого при исчислении размера его пенсии, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера.

4. Отказаться от льгот работникам ПВТ.

Реализация этих предложений не снимает с повестки дня необходимость кардинального реформирования национальной системы пенсионного обеспечения, в т.ч. введения накопительного компонента, с тем, чтобы граждане самостоятельно могли влиять на размер обеспечения в старости.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений