Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36(2730) от 17.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2166
EUR:
3.4878
RUB:
3.5071
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
ВЭД
03.05.2024 13 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №34(2728) от 03.05.2024
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Уплата и взыскание таможенных платежей: новации в регулировании

Фото: flectone.ru

В Закон от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон) внесены существенные и объемные изменения. Рассмотрим новации, касающиеся уплаты, в т.ч. изменения ее сроков, и взыскания таможенных платежей.

Рассматриваемые поправки внесены Законом от 22.04.2024 № 366-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон № 366-З). Большинство положений Закона № 366-З вступают в силу с 27.01.2025, однако часть новых норм начала действовать уже с 27.04.2024.

Закон дополнен рядом новелл, продиктованных современными условиями ведения бизнеса, а также необходимостью приведения нацио­нального законодательства в соответствие с актами, составляющими право ЕАЭС, устранения неясностей и конкретизации норм Закона.

Так, с целью улучшения положения участников таможенных правоотношений ст. 2 Закона дополнена нормой (п. 5), в силу которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах законодательства о таможенном регулировании толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц. Данная новелла вступает в силу с 27.01.2025.

Кроме того, в Законе реализованы отсылочные нормы ТК ЕАЭС в части особенностей исчисления и уплаты таможенных платежей.

В частности, с 27.04.2024 не возникает обязанности по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС или вывозимых с нее контрольных (идентификационных) знаков, унифицированных контрольных знаков, знаков защиты, средств идентификации, используемых для маркировки товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, защищенных материальных носителей и акцизных марок (подп. 5.7 п. 5 ст. 30 Закона).

Законами, актами Президента РБ, постановлениями Совмина может устанавливаться порядок применения тарифных льгот, т.е. освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин. Такая возможность будет сохраняться до установления порядка применения тарифных льгот актом, составляющим право ЕАЭС (ч. 2 п. 2 ст. 32 Закона).

Уменьшение размера пеней

Дрозд_2 (2) (1).jpg
         Людмила Дрозд

Скорректированы положения, касающиеся уменьшения размера подлежащих уплате пеней в случае, если плательщик самостоятельно уплатил таможенные платежи до принятия таможенным органом мер по их принудительному взысканию.

Напомним, что п. 5 ст. 37 Закона предусматривает возможность уплаты пеней, начисленных на таможенные платежи, в размере, рассчитанном в соответствии с п. 4 ст. 55 НК, уменьшенном в два раза, в случае уплаты таких пеней:

– плательщиком – до регистрации в таможенном органе уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (далее – уведомление), составленного в отношении плательщика, либо до истечения 10 рабочих дней со дня получения плательщиком такого уведомления;

– лицами, которые несут с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, – в аналогичном порядке с той разницей, что вышеуказанное уведомление должно быть составлено в отношении таких лиц.

Поскольку при применении этой нормы на практике возникали вопросы относительно таможенных документов, в которых должны быть исчислены подлежащие уплате таможенные платежи для целей уменьшения размера начисленных пеней, в новой редакции изложена ч. 2 п. 5 ст. 37 Закона.

Так, уменьшить причитающиеся к уплате пени в два раза от размера, рассчитанного на основании п. 4 ст. 55 НК, можно при условии, что таможенные платежи, на которые начислены данные пени, уплачены в обозначенные выше сроки и исчислены в одном из таможенных документов, указанных в п. 3 ст. 52 ТК ЕАЭС и п. 10 ст. 190 Закона.

К таким документам относятся:

  • декларация на товары;

  • таможенный приходный ордер;

  • расчет таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, форма и порядок заполнения которого определены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 137.

Таким образом, для того чтобы воспользоваться правом на двукратное уменьшение пеней, необходимо уплатить в сроки, установленные ч. 1 п. 5 ст. 37 Закона, все таможенные платежи и пени, исчисленные в одной декларации на товары.

Изменение сроков уплаты

Корректировке подверглись и нормы Закона, регулирующие вопросы изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, когда предоставляется отсрочка или рассрочка.

Во-первых, введена возможность изменить срок уплаты вывозных таможенных пошлин в форме отсрочки или рассрочки. Ранее положения ст. 39 Закона допускали отсрочку или рассрочку уплаты ввозной таможенной пошлины, но не распространялись на вывозные пошлины.

Для получения отсрочки (рассрочки) уплаты вывозных таможенных пошлин плательщик обязан представить в таможенный орган, в котором зарегистрирована декларация на товары (ДТ), корректировку ДТ в виде электронного документа или на бумажном носителе с представлением электронного вида корректировки ДТ. Скорректированная декларация должна быть подана в сроки, указанные в п.п. 4 и 5 ст. 39 Закона.

Обновлены также нормы, касающиеся изменения сроков уплаты НДС. Так, на основании ст. 2 Закона № 366-З признан утратившим силу Декрет от 13.06.2001 № 16 «О предоставлении отсрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных час­тей к нему» (далее – Декрет № 16), а положения этого акта перенесены в Закон.

Справочно: Декрет № 16 устанавливал, что при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров (технологического оборудования и запасных частей к нему), в отношении которых применяется ставка ввозной таможенной пошлины 0%, организациям и ИП предоставляется отсрочка уплаты НДС на срок не более 6 месяцев, причем без взимания процентов и без предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате НДС.

Пункт 3 ст. 42 Закона дополнен подп. 3.4-1, в силу которого отсрочка (рассрочка) уплаты НДС предоставляется без уплаты процентов при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товаров, классифицируемых перечисленными в данном подпункте кодами единой ТН ВЭД ЕАЭС, в отношении которых применяется ставка ввозной таможенной пошлины 0%. Отсрочка (рассрочка) предоставляется таможенным органом на срок не более 6 месяцев со дня, следующего за днем выпуска указанных товаров в соответствии с таможенной процеду­рой выпуска для внутреннего потребления. Причем наличие указанного в подп. 3.4-1 п. 3 ст. 42 Закона основания для получения отсрочки (рассрочки) уплаты НДС не требует подтверждения плательщиком (п. 5 ст. 42 Закона).

Кроме того, как и прежде, такую отсрочку (рассрочку) можно будет получить, не предоставляя обеспечение исполнения обязанности по уплате названного налога (п. 5 ст. 41 Закона).

Если отсрочка или рассрочка уплаты НДС предоставляются на основании подп. 3.4-1 п. 3 ст. 42 Закона, то в качестве заявления плательщика для данных целей рассмат­ривается декларация на товары, отражающая соответствующие сведения. Решением о предоставлении отсрочки или рассрочки в таком случае является решение таможенного органа о выпуске товаров согласно этой ДТ (п. 10 ст. 44 Закона).

Взыскание не уплаченных вовремя таможенных платежей

Уточнена норма ч. 1 п. 2 ст. 45 Закона. Согласно ее новой редакции уплата таможенных платежей, процентов, пеней производится в безналичном порядке и/или наличными денежными средствами, в т.ч. посредством платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве, платежной системы, обеспечивающей осуществление операций с электронными деньгами.

Также в Законе обновлены правила взыскания таможенными органами не уплаченных в установленные сроки таможенных платежей.

В ч. 1 п. 2 ст. 61 Закона конкретизированы способы вручения плательщику уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. Акцентировано внимание, что уведомление может быть направлено плательщику, а также лицам, которые несут с ним солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, одним из двух способов:

1) посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о получении;

2) путем непосредственного вручения под подпись таким лицам или их уполномоченным представителям.

Согласно ч. 13 п. 2 ст. 61 Закона уведомление не направляется плательщику, а также лицам, несущим с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей, в случаях, установленных п. 4 ст. 55 ТК, п. 4 ст. 73, п. 5 ст. 270 ТК ЕАЭС и п.п. 1–3 ст. 63 Закона. Данная часть дополнена указанием на то, что в перечисленных случаях уведомление не только не направляется, но и не составляется таможенными органами.

Как отмечалось выше, у плательщика есть возможность уменьшить вдвое размер пеней, начисленных на просроченные таможенные платежи, при условии, что данные платежи и пени уплачены до истечения 10 рабочих дней со дня получения плательщиком уведомления. С целью однозначного толкования соответствующих положений п. 5 ст. 37 Закона в новой редакции изложена ч. 2 п. 4 ст. 61 этого акта, устанавливающая день, когда уведомление считается полученным. Так, уведомление считается полученным плательщиком или лицами, несущими с ним солидарную обязанность по уплате таможенных платежей:

  • по истечении 15 календарных дней со дня его направления лицу РБ (т.е. резиденту) посредством поч­товой связи заказным письмом с уведомлением о получении;

  • по истечении 30 календарных дней со дня его направления иным лицам, чем резидент РБ, посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о получении;

  • в день его вручения, если уведомление вручено под подпись;

  • в день его регистрации в случае, если у таможенного органа отсутствуют сведения о месте нахождения (месте жительства) плательщика, за исключением лиц РБ, в связи с чем такое уведомление не направляется.

С целью предоставления плательщику или солидарно обязанным с ним лицам возможности обжаловать полученное уведомление ст. 61 Закона дополнена п. 8. Им закреплено, что уведомление может быть обжаловано указанными лицами в порядке, установленном ст.ст. 261–270 Закона, которые регулируют правила подачи жалоб на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.

И последнее, на что стоит обратить внимание по теме взыскания таможенных платежей. Согласно действующей редакции п. 1 ст. 62 Закона таможенные платежи, пени, проценты, иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС или другими нормами Закона.

Новой редакцией этого пункта, которая вступит в силу с 27.01.2025, ГТК предоставлено право определять таможенный орган, уполномоченный на взыскание таможенных платежей. Данная новация позволит осуществить централизацию взыскания таможенных платежей.

Подчеркнем, что рассмотренные изменения, за исключением специально отмеченных в начале и конце статьи, вступили в силу с 27.04.2024.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by