Транспортный сектор: между потерями и ростом
Транспортники испытали на себе один из наиболее жестких санкционных ударов. Тем не менее итоги их работы нельзя назвать разочаровывающими. В 2024 г. это один из кандидатов на хороший результат и возвращение к позитивной динамике.
Грузооборот продолжил снижение
Валовая добавленная стоимость транспортных организаций по итогам 2023 г. обеспечила около 4,9% ВВП Беларуси.
В 2023 г. добавленная стоимость в секции «транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность» сократилась в реальном выражении к 2022 г. на 1,8% при росте добавленной стоимости в экономике на 3,8%. Вклад секции в динамику ВВП за календарный год был отрицательным и составил порядка -0,1 п.п.
В 2022–2023 гг. транспортная отрасль подверглась существенному санкционному давлению. На фоне этого начиная с периода январь-май 2022 г. Белстат удалил из оперативно публикуемой информации сведения о грузовых перевозках транспорта (кроме грузооборота). Также из публичного доступа была изъята оперативная статистика о показателях в разрезе видов транспорта.
В январе 2024 г. Минэкономики опубликовало итоги анкетирования резидентов СЭЗ Беларуси, согласно которому одним из ключевых барьеров ведения деятельности резиденты назвали усложнение логистических цепочек, в т.ч. проблемы с обеспеченностью транспортом (в особенности железнодорожным), увеличение сроков доставки и повышение стоимости грузоперевозок.
...