Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36(2730) от 17.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2166
EUR:
3.4878
RUB:
3.5071
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Предпринимательство по новым правилам: обзор основных изменений

Фото: freepik.com

С 1 октября 2024 г. вступает в силу Закон от 22.04.2024 № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» (далее – Закон № 365-З). И пока в бизнес-сообществе продолжают кипеть страсти вокруг будущих перечней видов деятельности, которыми смогут заниматься индивидуальные предприниматели и самозанятые, «ЭГ» детальнее изучила нормы нового Закона, чтобы лучше представлять масштаб грядущих изменений.

Структурно в Законе № 365-З можно условно выделить четыре части:

  • положения, вносящие изменения в 6 кодексов и 4 закона
    (ст.ст. 1–10);

  • нормы прямого действия, регулирующие особенности работы предпринимателей в новых условиях (ст.ст. 11–18);

  • переходные положения (поручения госорганам и вопросы вступления в силу) (ст.ст. 19–23);

  • приложение к данному акту, содержащее Положение о создании индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом (далее – Положение).

Охватить все новации Закона № 365-З в одном материале невозможно, но попробуем очертить хотя бы общие контуры изменений.

Новый подход к определению предпринимательства

Закон № 365-З вносит изменения в ГК, модернизируя подход к отнесению физлиц к осуществляющим предпринимательскую деятельность. Принципиальная новация состоит в том, что к индивидуальной предпринимательской деятельности (далее – ИПД), помимо деятельности в качестве ИП, также отнесли:

а) самостоятельную профессио­нальную деятельность, при осуществлении которой гражданин не имеет нанимателя и не привлекает иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам (т.е. речь идет о самозанятых);

б) ремесленную деятельность;

в) деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (ст. 22 ГК в новой редакции).

В случаях «а» и «б» деятельность ведется с применением особых режимов налогообложения. При этом разрешается совмещать несколько форм ИПД.

Также в обновленной ст. 22 ГК определено, что к деятельности ИП, как и ныне, применяются правила этого Кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций, а к иным формам ИПД – правила ГК, регулирующие деятельность физических лиц.

Перечни видов деятельности, доступных для ИП и самозанятых, должен определить Совмин до 01.07.2024. На общественное обсуждение власти обещали вынести перечни не позднее 15 мая.

При этом в Законе № 365-З прописали, что ИП, зарегистрированные до 01.10.2024, смогут осуществлять виды деятельности, которые не попадут в соответствующий перечень, по 31.12.2025.

Поскольку ремесленники, самозанятые и субъекты агроэкотуризма вольются в ряды предпринимателей (в широком смысле, не путать с ИП), в ст. 1 ГК заметно сокращается список занятий, не относящихся к предпринимательской деятельности. Из него, в частности, исчезнут репетиторство, уборка жилых помещений, фото- и видеосъемка, письменный и устный перевод, различные виды ремонта (обуви, мебели, компьютеров и др.) – словом, все то, чем сейчас вправе заниматься ремесленники и самозанятые.

Одновременно норма ст. 31 ГК о возможности ограничения в судебном порядке предпринимательской деятельности гражданина на срок до 3 лет распространена на все формы ИПД. То есть при наличии оснований, предусмотренных законодательными актами, суд сможет запретить заниматься в течение некоторого времени и каким-нибудь ремеслом, и агроэкотуризмом.

Изменение конфигурации предпринимательской деятельности в ГК повлекло необходимость внесения поправок в ряд законов, в т.ч. Закон от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее – Закон № 148-З). В этом акте по-новому определяются субъекты малого предпринимательства (СМП). Если сейчас к ним относятся ИП, микроорганизации (до 15 работников включительно) и малые организации (от 16 до 100 работников), то с 1 октября 2024 г. к СМП будут причислять:

– всех физлиц, осуществляющих ИПД;

– малые организации со средней численностью работников за календарный год до 100 человек включительно.

При этом в Беларуси создадут электронный Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Реестр СМСП), в который включат сведения обо всех физических и юридических лицах, соответствующих критериям отнесения к таким субъектам.

Оказавшись в кругу СМП, ремесленники, самозанятые и владельцы агроусадеб смогут претендовать на господдержку, в т.ч. финансовую. Нормы, касающиеся форм господдержки, в Законе № 148-З тоже корректируются. Причем если сейчас в этом акте прямо определены условия оказания государством финансовой поддержки малому и среднему бизнесу, то в дальнейшем такие условия и порядок будет устанавливать Совмин.

Переход ИП в юрлица: два года без выборочных проверок

Закон № 365-З разрешает действующим ИП создать коммерческую организацию, учреждаемую одним лицом, в особом порядке, регламентированном Положением. Этот порядок заслуживает отдельного рассмотрения.

Здесь лишь констатируем, что власти сдержали обещание, преду­смотрев возможность использования жилого помещения как места нахождения юрлица, созданного ИП. Для этого внесены изменения в Жилищный кодекс. Если сейчас ч. 2 ст. 14 ЖК предусматривает, что в жилых помещениях могут находиться только ЧУП и КФХ, то по новой редакции данной нормы эта возможность распространена на любые юрлица – в случаях, определенных законодательными актами.

Условия использования жилого помещения как места нахождения компании определены в Положении.

Закон № 365-З вводит запрет на проведение в течение 2 лет с момента госрегистрации выборочных проверок коммерческой организации, созданной ИП. Однако этот запрет не защитит от камеральных и внеплановых проверок.

Более того, если ИП был включен в план выборочных проверок и успел до начала проверки создать юрлицо по новым правилам, контролеры вправе провести такую проверку. Аналогично будут доведены до логического конца проверки, мониторинги, мероприятия технического характера, начатые в отношении ИП и не завершенные на момент создания им коммерческой организации.

Создание компаний бывшими ИП сопряжено со множеством налоговых нюансов. Им посвящены ст. 16 Закона № 365-З и ряд норм Положения. Эту тему «ЭГ» рассмотрит в ближайших номерах.

Новые обязанности…

Отнесение к лицам, осуществляющим ИПД, повлияет на отношения ремесленников и самозанятых с потребителями – изменения вносятся в Закон от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей». В этом Законе:

  • уточнено, что к исполнителям относятся также и физлица, выполняющие работы или оказывающие услуги в рамках самостоятельной профессиональной деятельности;

  • введена обязанность ремесленников и самозанятых предоставлять потребителю информацию в т.ч. о реализации товара (выполнении работы, оказании услуги) без документов, подтверждающих его качество и безопасность, если товар (работа, услуга) не подлежит обязательному подтверждению соответствия;

  • на ремесленников и самозанятых распространена обязанность предоставлять по требованию МАРТ и исполкомов информацию, необходимую для выполнения этими госорганами их полномочий в сфере защиты прав потребителей.

С 1 октября 2024 г. вводится обязанность уплачивать взносы в ФСЗН в части пенсионного страхования для:

– самозанятых;

– ремесленников;

– лиц, оказывающих услуги в сфере агроэкотуризма (ст. 11 Закона № 365-З).

Такой обязанности не будет (но есть право на уплату взносов в фонд) у граждан из указанных трех групп, уже получающих пенсию, а также у самозанятых в период применения ими налогового вычета по налогу на профессиональный доход (НПД).

Порядок уплаты взносов новыми категориями плательщиков (за исключением самозанятых, уплачивающих НПД) аналогичен порядку, действующему для ИП. Как пояснили в Минтруда и соцзащиты, первый раз такие плательщики должны будут уплатить взносы за IV квартал 2024 г. до 1 марта 2025 г.

Законом № 365-З вносятся изменения и в Закон от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь». В нем уточняется, что к занятым в экономике относятся все физлица, осуществляющие ИПД. Кроме того, государственные службы занятости должны будут содействовать безработным в организации индивидуальной предпринимательской деятельности (т.е. включая самозанятость, которая сейчас в изменяемом законе не упоминается).

…и прежняя ответственность

Наконец, в Законе № 365-З решены вопросы административной ответственности в переходный период, для чего внесены поправки в КоаП и ПИКоАП.

Так, КоАП дополнен ст. 4.7-1, согласно которой за административное правонарушение, совершенное ИП, создавшим юридическое лицо в порядке, установленном Законом № 365-З, к административной ответственности привлекается созданное им юрлицо. Но наказывать такое юрлицо будут по правилам, предусмотренным для ИП, т.е. к компании применят штрафы в размерах, установленных для ИП.

Кроме того, особый порядок будет действовать в случае совершения юрлицом, включенным в Реестр СМСП с указанием численности работников до 50 человек, правонарушений в области финансов, предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования (главы 12–15
КоАП). Штраф на такие организации будет налагаться в размере, действующем для ИП, а если ИП не указан в санкции нормы КоАП, то штраф, предусмотренный для юрлица, уменьшат в 2 раза (ч. 9 ст. 6.4 КоАП).

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений