Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36(2730) от 17.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2166
EUR:
3.4878
RUB:
3.5071
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На рынке e-commerce растут продажи и конкуренция

Фото: freepik.com

Темпы роста интернет-торговли Беларуси выражаются двузначными цифрами, и при этом на внутреннем рынке обостряется конкуренция между российскими маркетплейсами и белорусскими интернет-магазинами. Чего же ожидать в обозримом будущем?

Индикаторы онлайн-бизнеса

Официальные годовые данные о деятельности интернет-магазинов Белстат опубликует в июле. МАРТ оценивает долю интернет-торговли на уровне 6% в общем объеме розничного товарооборота, хотя в 2015 г. этот показатель составлял всего лишь 2%.

Онлайн-гипермаркет 21vek.by, один из ведущих участников рынка e-commerce в Беларуси, в настоящее время оценивает совокупный объем белорусского рынка интернет-торговли примерно в 6–8% от общего объема розничного товарооборота.

Евразийский банк развития (ЕАБР) недавно подготовил доклад о ключевых трендах в Евразии, в котором отметил, что по доле электронной торговли в розничном товарообороте РБ занимает третье место в ЕАЭС после РФ (в которой удельный вес e-commerce оценивается на уровне 15%) и Казахстана (12%).

Эксперты ЕАБР характеризуют динамику развития интернет-торговли в ЕАЭС не иначе как «бурный рост». По данным, которыми располагает банк, рынок онлайн-продаж в России в 2023 г. прибавил 44% (до 8,2 трлн RUR). Высокие темпы роста онлайн-торговли объясняются переходом традиционной торговли в электронный формат, а также восстановлением трансграничной торговли на фоне «ослабления транспортных шоков».

В Казахстане рост электронной торговли в 2023 г. составил 80% и достиг 5 млрд USD. В Беларуси, по информации ЕАБР, объем интернет-торговли увеличился в 2023 г. на 16,1%, до 1,1 млрд USD.

«В России и Беларуси доминирующее положение занимают Wildberries и Ozon, на долю которых приходится свыше 40% от общего объема онлайн-продаж», – подчеркивают аналитики банка.

Российские маркетплейсы стараются быстрыми темпами заходить на белорусский рынок e-commerce. Так, в апрельском пресс-релизе Ozon, который поступил в «ЭГ», сообщается, что оборот маркетплейса в Беларуси за 2023 год увеличился в 2,5 раза, количество продавцов стало больше в 2,3 раза, число покупателей прибавило 74%, а цифры, отражающие наличие пунктов выдачи заказов, выросли в 8 раз.

Учитывая, что Ozon только 3 года назад открыл юрлицо в РБ, впечатляющие темпы роста можно объяснить низкой базой. Финансовые результаты работы на белорусском рынке Ozon пока не приводит. Тем не менее динамика роста пунктов выдачи заказов указывает на то, что российские маркетплейсы явно стремятся доминировать на белорусском рынке, на что обращает внимание в т.ч. ЕАБР.

Конкуренты не дремлют, рост продолжится

Один из первых вопросов, который возникает в связи с приходом Wildberries и Ozon на белорусский рынок, – смогут ли интернет-магазины Беларуси с ними успешно конкурировать.

Белорусский онлайн-гипермаркет 21vek.by (получает 400 тыс. заказов в месяц, заявляет почти о 3,5 млн постоянных клиентов, открыл более 100 пунктов выдачи заказов) подчеркивает, что по-прежнему занимает сильные позиции на рынке e-commerce.

Доля рынка 21vek.by, включая трансграничные продажи (нерезидентам. – Прим. ред.), составляет около 30%. Динамика выручки стабильна, и компания прибыльна в течение последних 15 лет, – говорится в комментарии, подготовленном для «ЭГ» онлайн-гипермаркетом. Там подчеркнули, что компания находится «в стабильной и уверенной позиции».

«Мы продолжаем следовать стратегии продажи товаров в сегменте среднего и выше ценового диапазона, которые пользуются популярностью среди белорусских покупателей, предоставляем локальное обслуживание, быструю доставку по всей Беларуси и соблюдаем местное законодательство», – сообщили «ЭГ» в пресс-службе 21vek.by.

Онлайн-гипермаркет также видит «огромный потенциал для белорусского рынка e-commerce» в части реализации ювелирных изделий, поэтому запустил в 2024 г. их продажу с доставкой по всей Беларуси без предварительной оплаты. К числу других своих конкурентных преимуществ 21vek.by относит собственный финансовый сервис, позволяющий оформлять потребительские товары в лизинг.

Из ответов очевидно, что белорусский участник сектора электронной коммерции на внутреннем рынке старается быть серьезным конкурентом российским маркетплейсам.

«Сфокусированная складская матрица и оптимизированная логистическая система позволяют обеспечить быструю доставку большинства заказов покупателей в минимальные сроки, что является значимым преимуществом в сравнении с иными представителями на белорусском рынке», – считают в 21vek.by.

По прогнозу ЕАБР, учитывая высокий уровень цифровизации финансовых услуг (доля онлайн-платежей превышает 60% в России, Беларуси и Казахстане), страны ЕАЭС имеют «все возможности повысить объемы электронной коммерции до среднемировых значений». Евразийский банк ожидает до 2028 г. ежегодный рост онлайн-торговли в СНГ на 11,7%.

Правительство Беларуси также предполагает, что доля онлайн-торговли будет расти, и готовит с учетом этого дополнительное регулирование.

Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов, представляя в парламенте изменения в Закон о торговле, которые вступят в силу с 11 июля 2024 г., отметил, что благодаря законодательным новациям планируется «взять под контроль» вопросы, которые касаются качества обслуживания и защиты прав потребителей в рамках новых форматов интернет-торговли (в т.ч. с использованием маркетплейсов).

В свою очередь, премьер-министр Роман Головченко поставил в I квартале 2024 г. госорганам задачу определить, «что еще государство должно сделать» для увеличения от онлайн-торговли «поступлений в казну».

С учетом всего сказанного можно ожидать, что на рынке e-commerce в обозримом будущем многое изменится: и обороты будут увеличиваться, и конкуренция расти, и регулирование корректироваться. Ведь там, где увеличивается денежный поток, появляется и немало желающих его поделить.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by