Как отстоять свои права, если ЖКУ оказываются некачественно
Что могут предпринять жильцы ведомственного жилого дома, находящегося на обслуживании жилищно-эксплуатационной организации местного исполкома, если работы по санитарному содержанию вспомогательных помещений дома не выполняются (выполняются некачественно)?
Порядок рассмотрения жалоб жильцов на неоказание жилищно-коммунальных услуг либо оказание услуг с недостатками определен ст. 19 Закона от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее – Закон).
Установлено, что в случае неоказания жилищно-коммунальной услуги либо оказания ее с недостатками, когда оказание ЖКУ в интересах потребителя организуется уполномоченным лицом на основании договора на управление общим имуществом совместного домовладения, потребитель уведомляет об этом уполномоченное лицо либо аварийно-диспетчерскую службу, указанную в договоре или указанную уполномоченным лицом потребителю иным способом.
Чтобы уведомить уполномоченное лицо либо аварийно-диспетчерскую службу, потребитель может направить претензию в письменной, электронной либо устной форме, в т.ч. по телефону. Претензия подлежит обязательной регистрации.
Работник уполномоченного лица или аварийно-диспетчерской службы, организации собственников, принявший претензию, обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем претензию, и регистрационный номер претензии и передать претензию для рассмотрения исполнителю, оказывающему жилищно-коммунальную услугу.
Исполнитель обязан рассмотреть претензию в соответствии с п.п. 2–5 ст. 18 Закона.
При получении отказа исполнителя в удовлетворении требований потребитель вправе обратиться к уполномоченному лицу, для проведения независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги (факта неоказания ЖКУ) либо организовать ее проведение за свой счет.
Если в результате независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги (факта неоказания ЖКУ) установлено, что жилищно-коммунальная услуга не оказана либо оказана с недостатками, то уполномоченное лицо в интересах потребителя на основании акта независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги (факта неоказания ЖКУ) обращаются с претензией об устранении нарушения прав потребителя к исполнителю.
Недостатки, указанные в акте независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги (факта неоказания жилищно-коммунальной услуги), подлежат устранению исполнителем в обязательном порядке. Исполнитель вправе оспорить результаты независимой проверки (экспертизы) в судебном порядке.
Уполномоченное лицо вправе, если иное не установлено законодательством или договором, потребовать от исполнителя:
– оказания жилищно-коммунальной услуги, если это технически возможно;
– безвозмездного устранения недостатков в сроки, установленные законодательством или договором;
– соразмерного уменьшения стоимости оказанных ЖКУ.
При отказе в удовлетворении требований, изложенных в претензии об устранении нарушения прав потребителя, уполномоченное лицо в интересах потребителя обращается в суд с иском о защите прав потребителя.