На главную
Написать письмо
24 июля 2014 Нац. банк Покупка Продажа
Евро 13850.00 - 13780.00 - 13935.00 -
Доллар США 10290.00 + 10235.00 10325.00 +
Российский рубль 296.00 + 285.00 - 297.00
Закон о «Хозяйственных обществах»:

Совет директоров (наблюдательный совет)

В соответствии с ч.1 ст. 50 Закона к компетенции данного органа общества относятся вопросы общего руководства деятельностью хозяйственного общества. Конкретные полномочия совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества могут определяться в пределах его компетенции решениями общего собрания участников хозяйственного общества.

Нужно отметить, что создание совета является в большинстве случаев факультативным. Законом установлено, что в акционерном обществе с числом акционеров более пятидесяти должен быть создан совет директоров (наблюдательный совет) (ч. 1 ст. 84), в остальных случаях совет директоров образуется, только если это предусмотрено уставом хозяйственного общества.

Исходя из анализа норм нового Закона, можно утверждать, что практическое значение нормы о совете директоров будут иметь лишь в отношении крупных открытых акционерных обществ.

Членами совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества могут быть только физические лица.

Организаторские функции в совете директоров (наблюдательном совете) осуществляет избираемый председатель.

Заседание совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества признается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от количества избранных его членов. Учредительными документами хозяйственного общества для правомочности заседания совета директоров (наблюдательного совета) может быть определено большее число присутствующих его членов.

Решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества принимаются на его заседаниях большинством голосов от количества членов совета директоров (наблюдательного совета), присутствующих на заседании, если Законом и (или) учредительными документами для принятия его решений не предусмотрено большее число голосов. В случае равенства голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) при принятии решений этим советом его председатель имеет право решающего голоса, если иное не предусмотрено учредительными документами. Решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества оформляются протоколом, который подписывается председателем этого совета.

Исполнительный орган общества

Статьи 54-55 нового Закона, посвященные исполнительному органу хозяйственного общества, в целом не содержат принципиальных нововведений.

Исполнительный орган общества избирается общим собранием участников хозяйственного общества либо советом директоров (наблюдательным советом) в соответствии с учредительными документами хозяйственного общества.

Часть 3 ст. 54 устанавливает запрет для лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества либо возглавляющего коллегиальный исполнительный орган хозяйственного общества, входить в состав совета директоров (наблюдательного совета). Указанные лица вправе присутствовать на заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) и вносить предложения по рассматриваемым вопросам без права голоса при принятии решений по этим вопросам. Таким образом, член совета директоров (наблюдательного совета) может быть лишь «рядовым» членом коллегиального исполнительного органа.

Новеллой является ч. 4 ст. 54 Закона, которая устанавливает, что в случае образования в хозяйственном обществе в соответствии с учредительными документами единоличного и коллегиального исполнительных органов лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа этого общества, осуществляет также функции лица, возглавляющего коллегиальный исполнительный орган хозяйственного общества.

Правило о том, что совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, и членами коллегиального исполнительного органа должностей в органах управления других организаций допускается в порядке, установленном учредительными документами либо с согласия общего собрания участников хозяйственного общества, если иное не предусмотрено законодательными актами (ч. 6 ст. 54), нужно применять с учетом положений Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), имеющего большую юридическую силу. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 255 ТК руководителю организации запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики.

Формулировка ч. 1 ст. 53, устанавливающей, что к компетенции исполнительного органа хозяйственного общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления этого общества, не совсем правильна. Очевидно, что к компетенции исполнительного органа нужно относить все вопросы, не отнесенные к компетенции (не только исключительной!) иных органов.

В ходе свой работы единоличный исполнительный орган хозяйственного общества издает приказы и дает указания, решения же коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества оформляются протоколом.

Кворум для проведения заседания коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества определяется его учредительными документами и должен составлять не менее половины от общего количества его членов.

Функции члена коллегиального исполнительного органа общества исполняются лично, передача права голоса иным лицам, в том числе другим членам коллегиального исполнительного органа, не допускается.

Ревизионная комиссия (ревизор) общества

Основные нормы, посвященные ревизионной комиссии, сосредоточены в главе 6 Закона, которая называется «КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВОЙ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА».

Если в старом Законе создание ревизионной комиссии было установлено императивной нормой (ст. 22), то ч. 1 ст. 59 нового Закона устанавливает, что для осуществления внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности общее собрание участников хозяйственного общества избирает ревизора или ревизионную комиссию в случае, если избрание такой комиссии предусмотрено Законом об обществах и (или) учредительными документами хозяйственного общества.

Обязанность по созданию ревизионной комиссии возлагается Законом лишь на открытое акционерное общество (ч. 1 ст. 86). Во всех остальных обществах достаточно избрания ревизора.

Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) хозяйственного общества — проведение ревизий по всем или нескольким направлениям его деятельности либо проверок по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям или за определенный период этой деятельности, осуществляемой хозяйственным обществом, его филиалами и представительствами (ч. 2 ст. 59 Закона).

В ч. 3 ст. 59 закрепляется правило о том, что членом ревизионной комиссии (ревизором) хозяйственного общества не может быть избран участник этого общества и (или) иное физическое лицо, которые являются членами соответственно совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа либо единоличным исполнительным органом этого общества. Лица, деятельность которых проверяется, не вправе участвовать в проведении ревизий или проверок по соответствующим вопросам.

Нужно отметить, что ч. 8 ст. 22 старого Закона прямо допускала возможность избирать ревизора из числа участников.

В круг обязанностей ревизионной комиссии (ревизора) хозяйственного общества входят проведение:

— ежегодной ревизии — по результатам финансовой и хозяйственной деятельности за отчетный год в сроки, установленные учредительными документами в соответствии с законодательством;

— ревизии или проверки — по решению органов управления хозяйственного общества в установленные ими сроки;

— ревизии или проверки — по требованию участников хозяйственного общества в случаях, предусмотренных Законом об обществах, и в сроки, установленные учредительными документами.

Результатом проведения ревизии является заключение, подписанное проводившими ее членами ревизионной комиссии (ревизором).

Аффилированные лица, крупные сделки, документы общества

Новое для белорусского законодательства понятие «аффилированные лица хозяйственного общества» вводится в главе 5 «АФФИЛИРОВАННЫЕ ЛИЦА И СДЕЛКИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА».

Введение такого понятия направлено прежде всего против возможности злоупотребления отдельными лицами либо группой лиц в ущерб интересам общества и его участникам. В западном праве подобные нормы направлены на разрешение «конфликта интересов», с тем чтобы все органы общества действовали в его интересах.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона аффилированными лицами хозяйственного общества признаются физические и юридические лица, способные прямо и (или) косвенно (через иных физических и (или) юридических лиц) определять решения или оказывать влияние на их принятие хозяйственным обществом, а также юридические лица, на принятие решений которыми хозяйственное общество оказывает такое влияние.

Кроме того, Закон вводит понятие «аффилированные лица физического лица», к которым относит супругу (супруга), родителей, детей, усыновителей, усыновленных (удочеренных), деда, бабку, внуков, родных братьев и сестер и родителей супруга (супруги) (абз. 5 ч. 2 ст. 56 Закона).

Далее в Законе просто перечисляется круг лиц, являющихся аффилированными по отношению к хозяйственному обществу (ч. 2 ст. 56 Закона).

Хозяйственное общество определяет круг его аффилированных лиц и в порядке, установленном им, письменно уведомляет их об этом и ведет учет таких лиц. Для этого хозяйственному обществу предоставляется право запросить у лиц, перечень которых приведен выше, информацию, необходимую для определения круга его аффилированных лиц.

Кроме того, формулировка Закона о том, что супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), дед, бабка, внуки, родные братья и сестры и родители супруга (супруги) физического лица, являющегося аффилированным лицом хозяйственного общества, являются также аффилированными лицами, позволяет расширять круг этих лиц до бесконечности.

Как видно из анализа норм, посвященных определению круга лиц, признаваемых в соответствии с Законом аффилированными, определение аффилированных лиц общества будет являться довольно трудоемким, тяжелым и с учетом динамики изменения органов юридических лиц постоянным процессом.

Практический смысл создания института аффилированных лиц общества раскрывается в ст. 57 Закона, посвященной сделкам, в которых у данных лиц имеется заинтересованность.

А такая заинтересованность имеется, если аффилированные лица (ч. 1 ст. 57):

— являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с хозяйственным обществом;

— владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами долей (акций) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с хозяйственным обществом;

— занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с хозяйственным обществом;

— в иных случаях, определенных учредительными документами.

Для совершения такой сделки установлены специальные правила, нарушение которых может повлечь признание судом сделки недействительной. В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 57 для совершения сделки, в которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц, должно быть принято решение общего собрания участников, однако учредительными документами хозяйственного общества принятие такого решения может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), если стоимость имущества, являющегося предметом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, не превышает двух процентов балансовой стоимости активов хозяйственного общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, если более высокий процент не установлен учредительными документами. Указанные решения принимаются большинством голосов от количества голосов лиц, не заинтересованных в совершении сделки.

Шагом вперед в Законе является введение нового института, посвященного совершению обществом крупных сделок, которые совершаются по решению общего собрания его участников, если учредительными документами принятие такого решения не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) этого общества.

Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, влекущих приобретение, отчуждение или возможность отчуждения хозяйственным обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов балансовой стоимости активов этого общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении такой сделки (ч. 1 ст. 58 Закона).

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований Закона об обществах, может быть признана судом недействительной.

В главе 7 Закона «УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ, ДОКУМЕНТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА. ИНФОРМАЦИЯ О ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» содержатся всего три статьи.

Практический интерес в этой главе представляет лишь ст. 63, которая содержит перечень документов общества и устанавливает, что хозяйственное общество в порядке, установленном законодательством об архивном деле, обязано хранить свои документы по месту нахождения его исполнительного органа либо в ином месте, определенном законодательными актами.

Валентин ГАЛИЧ, юрист ООО «Апицес Юрис»

(Продолжение следует)

КОММЕНТАРИИ
Автор: