На главную
Написать письмо
02 октября 2014 Нац. банк Покупка Продажа
Евро 13370.00 - 13260.00 + 13507.50 +
Доллар США 10600.00 + 10527.50 + 10647.50 -
Российский рубль 267.50 - 261.00 - 270.25 -

Авторизация

Забыли пароль? Регистрация Зачем нужна регистрация?

Опрос

Вы хотели бы получать "ЭГ" по подписке:

Проголосовать Результаты голосования
В "НЭГ" поступают письма с просьбой ответить  на вопросы  о порядке назначения  пенсий  отдельным  категориям  граждан, исчисления стажа и заработка  для получения пенсий, требований к документам при их  оформлении. По просьбе редакции работниками Министерства труда и соцзащиты, Минсельхозпрода  подготовлены статьи, в которых  читатели  найдут ответы на интересующие их темы. В публикуемых материалах также предлагается  алгоритм, позволяющий самостоятельно подсчитать размер предстоящей  пенсии.

Статьей 1 Закона от 17.04.1992г № 1596- ХII "О пенсионном обеспечении" (далее-Закон) право на государственное пенсионное обеспечение предоставлено постоянно проживающим на территории республики ее гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства. Лица, временно проживающие в республике, права на пенсионное обеспечение не имеют.

...по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца

Порядок определения размеров пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца определен  ст.ст.23, 31 и 38 Закона. 

Пенсия по возрасту при наличии требуемого стажа (не менее 20 лет у женщин, 25 лет у мужчин) назначается в размере 55% среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии. За каждый полный год работы до выхода на пенсию сверх 20 (25) лет пенсия увеличивается на 1% заработка. Увеличение производится в пределах 20% заработка, т.е. в зависимости от стажа размер пенсии у каждого пенсионера индивидуален, но при этом на ее размер оказывает влияние стаж в пределах 40 лет у женщин и 45 лет у мужчин, и, таким образом, она не может превысить 75% заработка, принимаемого для исчисления пенсии. При назначении пенсий лицам, занятым на работах по Списку № 1, наряду с общим стажем на размер ее влияет каждый полный год работы по Списку -  более 7 лет 6 мес. у женщин и 10 лет у мужчин (в пределах 75% заработка).

Пенсии по инвалидности при наличии требуемого для назначения ее стажа (продолжительность этого стажа составляет от 1 года до 15 лет в зависимости от возраста инвалида) назначается: инвалидам I группы - 75%, II группы - 65%, III группы - 40% заработка, принимаемого для исчисления пенсии. Если у инвалидов I и II групп имеется стаж работы, необходимый для назначения пенсии по возрасту, то она по инвалидности может быть назначена в размере пенсии по возрасту при соответствующем стаже работы.

Пенсия по случаю потери кормильца (при условии, если кормилец выработал необходимый стаж, продолжительность которого, как и при назначении ее по инвалидности, зависит от возраста кормильца) на каждого нетрудоспособного члена семьи назначается в размере 40% заработка кормильца (на детей - круглых сирот - 50% заработка кормильцев), принимаемого для исчисления пенсии.

Во всех случаях при наличии необходимого стажа работы гарантирован минимальный размер пенсии, который составляет:

по возрасту - 25% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (в мае 2005г. - 34808 руб);

по инвалидности I и II групп и по случаю потери кормильца на каждого иждивенца - 100% (на детей- круглых сирот - 200%) минимальной пенсии по возрасту;

по инвалидности III группы - 50% минимальной пенсии по возрасту.

К минимальным трудовым пенсиям правительством установлена доплата в размере 15% средней зарплаты рабочих и служащих, применяемой для  ее исчисления (в мае - 62808 руб.).

В случаях, когда отсутствует необходимый для приобретения права на пенсию стаж работы, она назначается  в размере, исчисленном пропорционально имеющемуся стажу.  Из изложенного следует, что на размер трудовой пенсии влияют 2 фактора - имеющийся стаж и заработок до выхода на пенсию. В большей степени эти факторы отражаются в размере пенсии по возрасту.

Заработок для назначения пенсии

Согласно ст.57 Закона в 2005 г. заработок для назначения пенсии берется за любые 11 лет подряд (по выбору обратившегося за ней) из последних 21 года работы независимо от имеющихся перерывов (т.е. в 21-летний и 11-летний периоды включаются только периоды работы, перерывы опускаются.

В заработок для исчисления пенсии в соответствии со ст. 58 Закона включаются все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работника по всем основаниям независимо от источников финансирования,  включая вознаграждения по гражданско-правовым  договорам,  доходы физического лица, самостоятельно уплачивающего обязательные страховые взносы, на которые, согласно законодательству, начислялись и из которых уплачивались обязательные страховые взносы

Премии и иные виды выплат включаются в заработок за тот месяц, в котором они получены. В заработок для начисления пенсии включаются за соответствующие периоды пособие по временной нетрудоспособности либо сохранявшийся за работником средний заработок.

Лицам, подлежащим государственному социальному страхованию, при условии уплаты страховых взносов для исчисления пенсии учитываются суммы, принятые для определения взносов в Фонд социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты.

Натуральные выплаты учитываются из средней цены реализации соответствующей продукции за отчетный период.

Например, при назначении пенсии в мае 2005 г. любые 11 лет подряд можно избирать из 21-летнего периода работы начиная с мая 1984 г. при условии, если обратившийся за пенсией непрерывно работал   эти последние 21 год и продолжает работать на дату обращения за ней.

Ежегодно  период, за который учитывается заработок для назначения пенсии и из которого он избирается, увеличивается на 1 год, но не более чем до числа полных лет имеющегося стажа работы (следовательно, в 2006 г. он будет браться за любые 12 лет подряд из 22 последних лет работы, в 2007 г. - за 13 лет из 23 лет и т.д.). Лицам, проработавшим в общей сложности менее 11 лет (в 2006 г. - 12 лет и т.д.), заработок берется за весь отработанный период. По желанию обратившегося за пенсией в указанный 21-летний период не включается время работы, в течение которого он являлся инвалидом, или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, или находился в отпуске по уходу за малолетними детьми (до достижения ими возраста 3-х лет).

Для корректировки фактического заработка при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней зарплаты определяется индивидуальный коэффициент заработка пенсионера (далее - индивидуальный коэффициент). Для этого вначале определяется коэффициент фактического заработка за каждый месяц из избранного для расчета пенсии периода, который является результатом деления фактического заработка обратившегося за пенсией лица (данные о фактическом заработке берутся из справки о заработке, предоставленной для исчисления пенсии) на среднюю зарплату рабочих и служащих в республике за тот же месяц (сведения об этой зарплате ежемесячно, по данным Министерства статистики и анализа, публикуются в печати. При этом до 1991 г. в каждом месяце конкретного года используется одинаковая величина.

Например, средняя зарплата в каждом месяце 1990 г. равняется 264,5 руб. Затем рассчитывается индивидуальный коэффициент, представляющий собой среднее арифметическое значение коэффициентов фактического заработка за каждый месяц в соответствующем периоде. Проще говоря, если заработок берется за 11 лет, то суммируются значения 132 коэффициентов фактического заработка, потом полученный результат делится на 132. Индивидуальный коэффициент представляет собой число с пятью знаками после запятой.

Из этого видно, что чем выше фактический заработок работника в конкретном месяце, тем выше его соотношение со средней зарплатой рабочих и служащих в республике и соответственно выше индивидуальный коэффициент заработка за установленный период.

Полагаю возможным отметить, что индивидуальный коэффициент - это не некое произвольно придуманное понятие. По своей сути он является отображением уровня зарплаты конкретного лица: в каком соотношении находится величина фактической зарплаты каждого работника и величина средней зарплаты рабочих и служащих в республике. Тем самым индивидуальный коэффициент в определенной мере отражает вклад каждого работника в финансирование пенсионной системы, и чем выше его величина, тем выше должен быть размер пенсии. Наряду с этим индивидуальный коэффициент выполняет очень важную функцию приведения прошлого заработка к современному уровню (корректировки фактического заработка пенсионера), поскольку номинальные величины заработка, к примеру, в январе 1985 г. и июле 2001 г. несопоставимы.

Итак, после определения индивидуального коэффициента осуществляется корректировка фактического заработка пенсионера путем умножения средней зарплаты рабочих и служащих в республике за соответствующий квартал на индивидуальный коэффициент. Информация о применяемой для расчета пенсии величине средней зарплаты рабочих и служащих в республике публикуется в печати. Полученная величина заработка ограничивается в соответствии с правилами, установленными ст.56 Закона. Заработок не свыше 130% средней зарплаты рабочих служащих в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в пределах 10% указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10% - соответственно в размерах 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20 и 10%, а от 130 до 400%- в размере 10%.

Неработающим пенсионерам, имеющим:

стаж подземной работы (мужчины не менее 10 лет, женщины не менее 7 лет 6 мес.), заработок в указанных пределах учитывается в размере 20%;

стаж работы на отдельных видах подземных и открытых горных работ 20 или 25 лет (в зависимости от вида работ), - в размере 30%. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.

Пример  расчета  заработка для исчисления пенсии в мае 2005 г. для пенсионера, индивидуальный коэффициент заработка которого равен 1,56122.

418722 руб. - применяемая для расчета пенсий в мае величина средней зарплаты рабочих и служащих в республике х 1,56122 = 653717 руб. - откорректированный (осовремененный) заработок.

653717 руб. - 544339 руб. (130% средней зарплаты рабочих и служащих в республике) = 109378 руб.

54434 руб. (10% от 544339 руб.) х 100% = 54434 руб.

54434 руб. х 90% = 48990 руб.

54434 руб. х 80% = 43547 руб.

54434 руб. х 70% = 38104 руб.

54434 руб. х 60% = 32660 руб.

54434 руб. х 50% = 27217 руб.

54434 руб. х 40% = 21774 руб.

54434 руб. х 30% = 16330 руб.

54434 руб. х 20% = 10887 руб.

54434 руб. х 10% = 5443 руб.

109378 руб. х 10% = 10939 руб.

Итого: 310325 руб.

Этот итог и есть та сумма заработка (при данном индивидуальном коэффициенте), которая умножается на процент, соответствующий имеющемуся стажу работы. При стаже 38 лет у женщины размер пенсии при указанных исходных данных составит 226537 руб. (73% от 310325 руб.). При этом необходимо отметить, что в таком размере выплачивается пенсия только неработающему пенсионеру, поскольку согласно ст.83 Закона работающим пенсионерам (кроме занятых непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства) часть пенсии, исчисленная из заработка, превышающего 130% средней зарплаты рабочих и служащих в республике, не выплачивается. Работающему пенсионеру в приведенном примере в мае будет выплачено 218552 руб.

....иностранцам и работающим за границей белорусам

В соответствии с Законом от 3.06.1993г. № 2339-ХII "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РБ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданам другого государства. Лицами без гражданства в Беларуси признаются лица, не являющиеся ее гражданами и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в республике, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство в Беларуси. Указанным лицам, получившим такое разрешение, выдается свидетельство на право жительства (вид на  жительство).

Постоянное проживание на территории республики граждан РБ подтверждается паспортом при наличии в нем штампа о постоянной прописке.

Гражданам РБ, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Беларуси, назначение пенсий производится по правилам и нормам, установленным Законом  от 17.04.1992г. № 1596- ХII "О пенсионном обеспечении", независимо от того, что до ухода на пенсию указанные лица могли работать как в нашей республике, так и на территории других государств. Законодательство других государств на территории Беларуси не применяется.

В тех случаях, когда соглашениями (договорами) о социальном обеспечении между Беларусью и другими государствами предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, соответственно применяются правила, установленные этими соглашениями (договорами).

В Беларуси в настоящее время действуют следующие договоры о социальном (пенсионном) обеспечении:

Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г., которое подписали Российская Федерация, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина;

двусторонние соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 12.09.1995 г. между правительствами Беларуси и Молдовы и от 14.12.1995 г. между правительствами Беларуси и Украины.

В основу этих соглашений положен принцип территориальности, означающий, что пенсионное обеспечение осуществляется государством по месту постоянного жительства лица, обратившегося за назначением пенсии.

Кроме этого, действует Договор между Беларусью и Литвой о социальном обеспечении от 04.02.1999 г., вступивший в силу с 15.12.1999 г., построенный по принципу пропорциональности, когда обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого протекала деятельность, подлежащая включению в трудовой стаж при назначении пенсии.

Лицам, постоянно проживающим в РБ, за назначением пенсии необходимо обращаться в районные (городские) управления (отделы) по труду и социальной защите по месту жительства.

Гражданам, работающим в Беларуси, проживающим за ее пределами, пенсия назначается в государстве постоянного проживания по законодательству этого государства. При назначении пенсии в странах, с которыми имеются соглашения (договоры) о социальном пенсионном обеспечении (кроме Литвы), в стаж включается работа, протекавшая на территории Беларуси.

Соглашения (договоры) о пенсионном социальном обеспечении между Беларусью и такими государствами, ранее входившими в состав СССР, как Латвия, Эстония и Грузия, не заключены, и поэтому никакими гарантиями по пенсионному обеспечению лица, работавшие на территории этих государств после распада СССР (1 января 1992 г.), на территории нашей страны не пользуются.

Исчисление стажа

Исходя из норм Закона и указанных соглашений для установления права на пенсию в Беларуси, в том числе на льготных условиях и за выслугу лет, учитывается стаж, приобретенный после 1.01.1992 г. на территории любого из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г. Работа до этой даты на территории СССР (в т. ч. в Латвии, Эстонии, Грузии) рассматривается как работа в Беларуси (следовательно, учитывается при назначении пенсии). Кроме этого, согласно ст.3 Закона от 17.04.1992г. № 1597-ХII "О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" в стаж для назначения пенсии в нашей республике засчитывается работа по найму за границей (за пределами СССР) до 1.01.1992 г. в порядке, определенном ранее действовавшим законодательством. Однако при назначении в Беларуси пенсии за работу с особыми условиями труда по Спискам № 1 и № 2 работа за пределами республики после 1.01.1992 г. в специальный стаж не включается. Это связано с тем, что с указанной даты в Беларуси установлено обязательное условие включения в специальный стаж работы по Спискам № 1 и № 2 - подтверждение особых условий труда результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с законодательством нашего государства.

Исчисление стажа производится по правилам, установленным ст.ст. 51-53 Закона, т.е. при назначении пенсии стаж исчисляется по правилам, действующим в Беларуси, несмотря на то что в период работы на работника распространялось законодательство государства, где протекала работа. В частности, это касается исчисления стажа за периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях (при назначении после 1.01.1992 г. пенсии в нашей республике). Эта работа засчитывается в стаж в календарном порядке и в том случае, если в период работы на работника распространялись льготы, установленные для работающих в указанных районах и местностях, либо в государстве по месту работы действуют иные правила исчисления стажа.

В случае если в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях или за выслугу лет засчитывается работа на территории государств - участников СНГ (кроме работы по Спискам № 1 и № 2), то также применяются все условия, предусмотренные законодательством Беларуси.

Определение заработка

При назначении пенсии в Беларуси, например, в 2006 г. заработок определяется за любые 12 лет подряд из последних 22 лет работы (уплаты страховых взносов) независимо от имеющихся перерывов.

В том случае, если для назначения пенсии в стаж включены периоды работы за пределами республики, в т. ч. после 1.01.1992 г. на территории государств, ранее входивших в состав СССР, исчисление пенсий производится в следующем порядке (по выбору обратившегося за пенсией):

из заработной платы за работу в РБ (при этом работа, протекавшая на территории СССР до 1.01.1992 г. рассматривается как работа в Беларуси) в 2005 г. - за любые 11 лет подряд из последних 21 года работы (в 21-летний период, из которого избираются 11 лет подряд, работа за пределами республики не включается).

Например, обратившийся за пенсией в марте 2005 г. работал до 1984 г. включительно в Украине; с 1985 по 1994 гг. включительно - в Беларуси; с 1995 г. - вновь в Украине.

Заработок для исчисления пенсии ему может быть взят за любые 11 лет подряд, которые он может избрать в промежутке с января 1974 г. по декабрь 1994 г.;

из расчета среднего заработка работника соответствующей профессии и квалификации в Беларуси ко времени назначения пенсии (за месяц, предшествующий месяцу обращения за пенсией), если работа за ее пределами продолжалась не менее 5 лет из последних 15 лет работы перед обращением за пенсией. В приведенном примере пенсия может быть исчислена из расчета среднего заработка работника соответствующей профессии и квалификации в РБ за февраль 2005 г.

В соответствии с постановлением Совета Министров от 19.08.1993 г. N 560 справки о размере средней заработной платы работников соответствующей профессии и квалификации выдаются отраслевыми (функциональными) министерствами, государственными комитетами, ведомствами, а также хозяйственными объединениями, образованными правительством.

Из изложенного следует, что заработная плата, полученная за работу за пределами республики (в т. ч. за работу после 1.01.1992 г. на территории государств, ранее входивших в состав СССР), при назначении пенсии не учитывается. Это объясняется действующим порядком "осовременивания" прошлых заработков, которое осуществляется с применением индивидуального коэффициента заработка пенсионера, определяемого путем соотнесения его ежемесячного фактического заработка в установленном периоде и средней заработной платы рабочих и служащих в Беларуси в тех же месяцах.

В отношении лиц, работавших в России, в соответствии с законодательством, вступившим в силу с 1.01.2001 г., имеются особенности в порядке определения заработка для назначения пенсии в Беларуси. Согласно постановлению Совета Министров от 2000-12-29 г. N 2013 с 1.01.2001 г. в установленные периоды, за которые определяется заработок для исчисления пенсии (в 2005 г. - 11 лет из 21 года), включаются периоды работы в РФ после 31.12.1991 г.

Например, гражданин, обратившийся за пенсией в апреле 2005 г., работал в Беларуси до 1993 г., а после этого до обращения за пенсией - в России.

По его выбору заработок для исчисления пенсии может быть взят:

-за работу в Беларуси (любые 11 лет подряд из последних 21 года до 1993 г);

- за любые 11 лет подряд из последних 21 года работы до обращения за пенсией с учетом работы в РФ  (т. е. по март 2005 г. включительно) и, кроме этого, поскольку работа за пределами Беларуси протекала более 5 лет,-из расчета среднего заработка работника соответствующей профессии и квалификации в РБ за март 2005 г.

Требования к документам

Согласно указанным выше соглашениям (договорам) о социальном пенсионном обеспечении, заключенным между РБ и другими государствами, а также другим международным документам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанным на сегодняшний день всеми государствами, ранее входившими в состав СССР, за исключением Эстонии, официальные документы, исходящие из этих государств, принимаются на территории нашей республики без легализации. Документы, выданные на территории Эстонии, принимаются в РБ при наличии апостиля, проставленного компетентным органом этой страны. В случаях если документы, необходимые для назначения пенсии, или реквизиты на них, в т.ч. оттиск печати, исполнены на иностранном языке, они подлежат переводу на белорусский или русский язык (это требование относится к документам, выданным на территории любого государства, включая те, с которыми имеются соответствующие договоры (соглашения)). Верность перевода, а также подлинность подписи переводчика могут быть засвидетельствованы государственными нотариальными конторами, нотариусами, занимающимися частной практикой, а также консульскими учреждениями Беларуси.

...гослужащим

Более 20 лет проработала в райисполкоме на должности инспектора, отношусь к государственным служащим. В 2006 г. собираюсь уходить на пенсию за выслугу лет. За какой период мне надо брать справки о заработной плате для назначения пенсии?

Г.САВКОВА, г. Минск

Согласно ст. 54 Закона от 2003-06-14г. №204-З "О государственной службе в Республике Беларусь" государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет и ее выплату в полном размере при достижении возраста:

мужчинами - 60 лет, женщинами - 55 лет и наличие стажа государственной службы не менее 20 лет (при этом не менее двух лет после 1 марта 1994 г.).

Пенсия за выслугу лет государственным служащим назначается в размере 40% заработной платы за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы на государственных должностях. За каждый полный год стажа государственной службы свыше 20 лет размер пенсии увеличивается на 2% зарплаты. При этом общая сумма пенсии не может превышать 50% зарплаты государственного служащего.

Таким образом, для исчисления пенсий за выслугу лет государственным служащим установлен особый порядок определения заработка, отличный от порядка определения заработка для исчисления других трудовых пенсий: для назначения этих пенсий необходимо представлять справки о заработке за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы на государственных должностях.
Валентина КОРОЛЕВА, начальник главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Министерства труда и соцзащиты
КОММЕНТАРИИ
19.11.2012 12:39Svetlana.petrovna@list.ru
Скажите, пожалуйста, влияет ли единоразовое вознаграждение неработающему пенсионеру на размер пенсии, Я - пенсионер транспортник, Управление Донецкой дороги наградило меня значком "знак почет и уважение Донецкой железной дороги" к знаку прилагается единоразовая выплата 500 гривен, В пенсионном фонде мне уменьшили пенсию на 40 гривен и сказали, что эта меньшая пенсия остается у меня навсегда так как прошла индексаци, Правильно ли это?
Автор: