Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Программы
24.06.2016 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

План на пятилетку: реальная программа ожидания нужного момента

На V Всебелорусском собрании была провозглашена и утверждена программа развития отечественной экономики на 2016–2020 годы. После крайне неудачных итогов предыдущей пятилетки бизнес-сообщество ожидало серьезных изменений в подходах к управлению, планированию, выбору приоритетов. Однако главным итогом собрания стало подтверждение намерений власти сохранить действующую социально-экономическую модель и стратегии развития. Возможны только некоторые тактические шаги в строго отведенных рамках.

Выступая на собрании, Президент Александр Лукашенко заверил, что программа на 2016-2020 гг. «реальная– без лишних обещаний и несбыточных планов». «Здесь анализируются не только объективные трудности, но и наши ошибки. И предлагаются пути их исправления», – заявил глава государства.

Тем, кто надеялся услышать на собрании детальный разбор причин провала всех показателей предыдущей пятилетки, пришлось удовольствоваться традиционным набором объяснений. Всему виной мировой кризис (который, правда, успел в основном закончиться к моменту начала нашего кризиса), а также обвал у наших основных партнеров – России и Украины. Конечно, изрядная доля вины лежит на самих белорусах, не обеспечивших требуемую активность, бережливость, инициативу и производительность труда. В придачу половину из прошедших 20 лет суверенной Беларуси приходилось заниматься восстановлением экономики после «крупнейшей геополитической катастрофы». Следующие 10 лет, по мнению главы государства, стали этапом обеспечения стабильности экономического развития, системной модернизации всех секторов экономики.

При этом «встраивание в мировой рынок» шло достаточно своеобразно. Главное, что удалось восстановить после распада СССР, – это основные элементы административно-командной системы, в основе которых лежит абсолютное доминирование государства и неприятие рыночных институтов. Но участники собрания, по-видимому, не сомневаются, что именно в этом заключается главное преимущество белорусской социально-экономической модели.

Результаты прошлой пятилетки не поколебали эту уверенность. Показатели, заложенные в планы на 2016–2020 гг., выглядят более чем скромно по сравнению с амбициозными показателями предыдущей программы. Но и их приходится теперь признавать напряженными, надеяться, что 12-15% роста за пятилетку обеспечат развитие, а не приведут к застою или откату назад. Неудивительно, что обещаний в новой программе действительно куда меньше, чем 5 лет назад. Ни о каких 500–1000-долларовых зарплатах речи больше не идет, но справедливость и защита простого человека останутся приоритетами.

К СОЖАЛЕНИЮ, одни лозунги «дать второе дыхание экономике, обеспечить новый прорыв» источники развития не обеспечивают. Приходится искать резервы роста даже в частном секторе, обещать частному бизнесу раскрепощение деловой инициативы, снижение административных барьеров и налоговые поблажки.

Президент признал, что не удалось добиться должного экономического эффекта от инвестпроектов, в т.ч. реализованных с поддержкой государства. Декларируемые в бизнес-планах показатели в ряде случаев остались на бумаге. Оказывается, не было серьезных маркетинговых и инженерных исследований на стадии проработки проекта, не учитывались тенденции развития мирового рынка. В результате происходят сбои: сначала производится продукция, а лишь потом начинаются «мучительные поиски новых рынков сбыта». Глава государства предложил правительству, всей вертикали власти извлечь из этого урок и на предстоящие годы «выстраивать такую стратегию развития, которая позволит эффективно осваивать новые технологии и методы работы».

Вариант сократить вмешательство государства в экономику и возможность чиновников «пилить» бюджетные средства на прожекты, оказывающиеся впоследствии неокупаемыми, пока не рассматривается. Видимо, это слишком радикальная реформа, хотя некоторые экономисты полагают, что именно она идет от жизни.

Президент предлагает программу «эволюции, а не революции», в которой «мы твердо сохраняем преемственность нашего курса и базовые основы белорусской модели». Здесь нет места радикализму, шоку и ломке всего и вся.

Хотелось бы заодно обойтись и без эволюции флагманов отечественной индустрии к глубокой убыточности, обвалу производства, массовым сокращениям персонала. Президент признал, что сейчас под оперативным управлением министерств и концернов находятся 1005 организаций – почти половина чистых активов экономики. Но их вклад в общую выручку по стране составляет лишь около 1/4. Цифры наглядно показывают, что эффективность деятельности этих предприятий остается невысокой. «Одна из причин такого положения дел – низкое качество управления, – считает А.Лукашенко. – Нужно укрепить хозяйственную самостоятельность, сосредоточить внимание на сохранении акционерной стоимости и эффективности работы, сократить затраты и тем самым увеличить производительность труда».

Может быть, все это столь же эволюционным путем исправится в текущей пятилетке – с помощью рецептов, выписанных на Всебелорусском собрании. Однако пока Президенту приходится уговаривать чиновников действовать: «Хватит ходить друг за другом, спрашивать позволения».

ОДНИМ из основных факторов, мешающих движению вперед, А.Лукашенко считает невысокую производительность труда, которая достигла уровня 20 тыс. USD и не изменяется  3 года. Интересно, что отставание от передовых стран по экономической эффективности Президент назвал «оставшимся нам в наследство» – только не уточнил, от кого именно. Может, от СССР, по которому часть нашего общества не перестает ностальгировать? Не были названы и причины рисков нарастания этого отставания. Впрочем, о комплексе действенных мер для преодоления этой негативной тенденции глава государства с правительством уже недавно условились.

Еще один фактор – низкая инновационная активность, почти трехкратное отставание от высокоразвитых стран по доле высоких технологий в промышленности, третий фактор – недостаточно эффективная инвестиционная стратегия предприятий и целых отраслей. Главным источником роста ВВП являются эффективные инвестиции, считает Президент. За пятилетие необходимо реализовать более 80 крупнейших инвестиционных проектов на сумму свыше 27 млрд. USD, привлечь не менее 14 млрд. USD внешних источников, включая полное использование кредитных линий и прямых инвестиций КНР. Это наш основной инвестор, уверен глава государства. Инвестиции являются одним из ключевых приоритетов развития страны на пятилетие. «Основная новизна инвестиционной политики заключается в следующем: льготное кредитование всех новых проектов и программ будет осуществляться честно и открыто через единого оператора. Главный принцип – конкурсное распределение средств, предпочтение будет отдаваться окупаемости и возвратности ресурсов. Особая роль будет отведена внешним источникам финансирования, в основе – иностранные инвестиции», – отметил А.Лукашенко.

РЕШИТЬ все накопившиеся проблемы можно путем совершенствования «того, что у нас есть, без ломки», полагает Президент. Он также покритиковал предложения, в т.ч. поступающие из правительства, о принятии радикальных мер. «Но даже если эти шаги сегодня точны, разработаны наукой, где-то проверены жизнью, кто эти радикальные меры будет реализовывать? Вы думаете, что если 2–3 человека понимают, что делать, то все остальные бросятся эти идеи реализовывать?» – задал глава государства риторический вопрос. Он напомним, что для реализации нового курса надо иметь кадры (по-видимому, считается несомненным отсутствие таковых). А вопрос реформ откладывается исключительно из-за недостатка спроса на них. «Когда мне задают вопрос: готовы ли вы, я всегда говорю: вы не у меня спрашивайте. Я готов к любой реформе, к любым планам, к любым действиям. Вопрос не во мне – готовы ли вы, общество, к таким радикальным изменениям? Молчание», – заявил А.Лукашенко.

Возможно, если бы среди участников собрания среди представителей «вертикали», директоров госпредприятий и сельхозорганизаций, бюджетников и сотрудников правоохранительных органов оказалось больше предпринимателей, экономистов, то кто-то признался бы, что тоже готов к реформам. Не исключено, что до них дозрели работники многих предприятий, которые уже не чувствуют себя столь социально неуязвимыми, как раньше. Увольнения, простои, сокращение заработков и перенос пенсионного возраста иногда меняют мировоззрение людей. Однако на собрании готовы еще какое-то время ждать нужного момента. «Надо чувствовать момент, знать и понимать, когда можно делать те или иные радикальные шаги, – предупредил Президент. – То, что они нужны в отдельных моментах, – это да. Но что будет, если мы в период, когда нужно сплотиться, организоваться, не допустить дальнейшего падения, идти выверено, как по тонкому льду, начнем ломать этот лед? Ясно, что произойдет».

ИТАК, проведение каких-то глубоких институциональных преобразований республику не ждет. Вместо них предлагается стандартный набор лозунгов и мер, кочующий из программы в программу. Но в мире редко удавалось с помощью одних и тех же действий получить разные результаты.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений