Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Проблемы и решения
24.06.2016 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Куда уехал лифт или По ком звонит колокол ассоциации

Организации, специализирующиеся на ремонте и обслуживании лифтов, объединились. Ассоциация, созданная в марте 2015 г. при БСПН им. Кунявского, ставит своей задачей совместное решение проблем, накопившихся в этой сфере деятельности. Впрочем, долги, дефицит ресурсов, нестыковка нормативных актов и недобросовестная конкуренция характерны для многих отраслей белорусской экономики. 

О том, почему это происходит и как избавиться от таких явлений, мы беседуем с председателем Ассоциации лифтовых организаций генеральным директором ЗАО «Гомельлифт» Валерием КОРНИЕНКО и генеральным директором ОАО «Лифтсервис» Сергеем НОВИКОВЫМ.

– Господа руководители, что заставило вас и ваших коллег создать Ассоциацию?

В.К.: Основная цель – объединение усилий и координация деятельности в решении задач развития лифтовой отрасли страны и решение имеющихся в ней проблем. Кроме того, ставятся задачи укрепления и развития бизнеса, создания условий для добросовестной конкуренции компаний всех форм собственности, формирования горизонтальных производственных связей и кооперации лифтовых организаций; оказания всесторонней помощи при защите законных прав членов Ассоциации в органах государственной власти на разных уровнях. Мы намерены активно содействовать совершенствованию законодательства и развитию международного сотрудничества в лифтовой сфере и смежных отраслях.

Кое-что уже удалось сделать, над некоторыми вопросами идет работа, а по острым проблемам «бьем во все колокола».

– Что именно удалось решить и «по ком звонит колокол» Ассоциации?

В.К.: За год мы успели разрешить ряд проблем, связанных с изменением законодательства, регулирующего порядок ввода объектов в эксплуатацию после монтажа. Ассоциация установила контакт с Немецким лифтовым союзом, познакомилась с производством лифтов и комплектующих на заводах Тиссен и Шафер.

Налаживается сотрудничество с государственными органами. Решаем вопросы модернизации лифтов, отработавших нормативный срок. Минстройархитектуры одобрило нашу инициативу по отмене строительного аттестата для ведения монтажных работ на лифтах. Члены Ассоциации участвуют в работе общественно-консультативных советов МЧС, в частности, по вопросам оценки нормативных актов, разрабатываемых в министерстве. Мы приглашаем на свои заседания представителей департаментов Госпромнадзора, Минстройархитектуры, Минжилкоммунхоза, чтобы найти приемлемые пути решения различных проблем. Сейчас планируем провести «круглый стол» с участием представителей органов госуправления, посвященный борьбе с недобросовестной конкуренцией и ценовым демпингом.

– Что вы имеете в виду под недобросовестной конкуренцией?

В.К.: Основная конкуренция разворачивается при проведении тендеров на проекты по установке и замене лифтового оборудования. В них участвуют большие и малые организации, у которых есть лицензии и соответствующие аттестаты. В штате первых имеются специалисты по охране труда (производство по монтажу лифтов относится к объектам повышенной опасности), специалисты по контролю качества, рабочие всех монтажных специальностей. Они постоянно проходят повышение квалификации. В малых компаниях ничего подобного нет. Они могут иметь в штате необходимое количество специалистов для получения лицензии (по 3–4), а остальных работников набирают на стороне, по мере получения контрактов. В основном такие фирмы занимаются монтажными работами, которые приносят «быстрые» деньги.

Существенным преимуществом малых предприятий является возможность применять УСН, «оптимизировать» свои затраты, используя различные схемы, часто граничащие с нарушением законодательства. Как следствие они имеют гораздо более низкую налоговую нагрузку, а социальные расходы у них вообще не сопоставимы с большими предприятиями.

Все это позволяет малым предприятиям на тендерах снижать стоимость работ, предусмотренную проектно-сметной документацией, в 3–4 раза. Это не только очевидный демпинг. Вызывает сомнения способность при таких затратах соблюдать технологии монтажа, нормы безопасности производства работ на объекте, иметь квалифицированный персонал и обеспечивать его социальную защищенность. Были случаи, когда на объектах монтажа лифтов работали люди, не трудоустроенные в малых предприятиях – подрядчиках. Недобросовестное отношение к качеству монтажных работ подтверждается на практике. Ведь все недоработки «обнажаются» после сдачи оборудования в эксплуатацию, а лифторемонтным предприятиям приходится потом долго «латать дыры» после «вкусных» заказчику малостоящих проектов.

По мнению членов Ассоциации, «оптимизировать» затраты в 3–4 раза можно только нарушая технологию и условия лицензирования, охрану труда и действующее законодательство. Поэтому мы считаем такую конкуренцию недобросовестной и обеспокоены существующим порядком проведения тендеров. Здесь требуются ответы на ряд вопросов. Например:

– как законодательство позволяет снижать цену в несколько раз против сметной стоимости работ, связанных с безопасностью жизни людей?

– почему контролирующие органы спокойно смотрят на результаты таких тендеров (а такое происходит, практически, на всех торгах и во всех отраслях) и как контролируется выполнение работ организациями, многократно снизившими сметную стоимость проекта?

– зачем тогда нужны сметы, которые не служат ориентиром для заказчиков? Почему их не настораживает столь резкое занижение стоимости проекта? Или некоторым заказчикам изначально все равно: после сдачи объектов «хоть потоп»?

– Может быть, дело не только в демпинге, но и в завышенных расценках и трудоемкости? А некоторые крупные участники рынка, возможно, просто не желают видеть «малых» игроков?

В.К.: Предприятия регулируют свои трудозатраты самостоятельно, как плановые по смете, так и фактические. Никто не заинтересован в их завышении: чем быстрее сдается один объект, тем быстрее начинается другой. Поэтому о сильном завышении нормативной трудоемкости согласно технологии работ говорить не стоит. Рынок открыт для всех предприятий – как больших, так и малых. Кстати, последние также есть среди членов Ассоциации. И они, независимо от размера, призывают всех участников рынка только к добросовестной конкуренции – к качественному выполнению своих работ при равном соблюдении условий лицензирования и требований налогового законодательства.

Сегодня демпинг – одна из главных проблем отрасли. Но есть и другая. С февраля этого года сложилась напряженная ситуация с финансированием технического обслуживания и текущего ремонта лифтов в домах ЖКХ и ЖСК. Практически лифторемонтные организации остаются без денег. Во многом это связано с тем, что в нормативных актах до сих пор не закреплены планово-расчетная цена (ПРЦ) на техническое обслуживание лифтов и нормативы субсидий по техобслуживанию лифтов из местных бюджетов, которые должны покрывать разницу между ПРЦ и оплатой жильцов по тарифам.

– Чем это грозит членам Ассоциации и гражданам, которые пользуются лифтами?

С.Н.: Наша задача – обеспечить бесперебойную работу лифтов в жилых домах. Но в настоящее время услуги по обслуживанию и ремонту лифтов оплачиваются несвоевременно и не в полном объеме. Это привело к нехватке оборотных средств – есть и усиливается проблема с оборотными средствами из-за неполной оплаты наших услуг в жилых домах ЖКХ и ЖСК (ТС). В свою очередь, мы не можем своевременно закрывать свои долги перед поставщиками запчастей для ремонта лифтов.

До сих пор нет утвержденной в установленном порядке планово-расчетной цены (далее – ПРЦ) на лифторемонтные услуги. В феврале–марте т.г. изменились правила оплаты населением за техническое обслуживание лифтов. По постановлению Совмина от 12.02.2016 № 117 стоимость услуг должна была рассчитываться на 1 м2 жилой площади (840 Br). Но этот порядок Указом от 23.03.2016 № 107 был заменен расчетом на 1 проживающего (12 000 Br с субсидией 6911 Br), с предоставлением льгот детям и другим категориям граждан. Сравним цену двух билетов в день на метро (11 000 Br) и услуги лифта за месяц на одного проживающего (12 000 Br).

Несоответствие норм этих актов до сих пор не позволяет облисполкомам и Мингорисполкому зарегистрировать решения об установлении уровня ПРЦ на услуги по обслуживанию лифтов и выделении субсидий на покрытие разницы между ПРЦ и тарифом, утвержденным на 1 человека.

Правительство должно было до 1 мая обеспечить приведение в соответствие с Указом № 107 нормативных правовых актов и совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом принять меры по его реализации. Но почему-то это требование до конца не выполнено, вопрос финансирования не решается, и проблема наших оборотных средств обостряется с каждым днем.

Также до сих пор не выделены деньги на проведение текущих ремонтов лифтов. Эти работы согласно постановлению Минжилкоммунхоза от 23.03.2016 № 5 должны финансироваться из средств местных бюджетов, но наши организации ничего не получают. На техническое обслуживание жилищного фонда финансирование открыто, а на услуги по техобслуживанию и ремонту лифтов – нет. Чем это вызвано – непонятно, когда вспомнят про оплату за услуги лифторемонтных предприятий – неизвестно. Дебиторская задолженность у самых крупных из таких организаций в Минске и областях выросла в 2,5 раза: с 70 млрд. Br на начало 2015 г. до почти 170 млрд. на 1 апреля т.г. Некоторые жилищные организации не оплачивают эти услуги по 10 и более месяцев. В среднем по стране просроченная дебиторская задолженность составляет 3-месячный объем выполненных работ. Из-за этого мы вынуждены брать банковские кредиты для выплаты зарплаты своим работникам под очень большие проценты – до 36% годовых, поскольку более 80% дебиторской задолженности приходится на фонд оплаты труда.

Огромная дебиторская задолженность у лифтовых организаций, вызванный ею недостаток оборотных средств, сложность получения и дороговизна кредитов влекут рост кредиторской задолженности наших организаций перед поставщиками узлов и деталей. Все это сегодня увеличивает время простоев лифтов и ставит под реальную угрозу обеспечение их безопасной эксплуатации. Например, если в прошлые годы запуск лифта с заменой оборудования практически выполнялся в течение суток, то теперь лифты простаивают по 2–3 и более недель.

Пока мы не видим, что процесс реформирования в жилищно-коммунальном хозяйстве решал и решает проблемы организаций, занимающихся ремонтом и обслуживанием лифтов. Между тем некачественное или несвоевременное выполнение таких работ ставит под угрозу человеческие жизни. Возможно, в госучреждениях это незаметно, но в жилых домах слышится все больше нареканий на работу лифтов и их состояние.

От редакции:
В Основных положениях программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы среди прочего ставится задача заменить и модернизировать за пятилетие более 11 тыс. лифтов, отработавших нормативные сроки эксплуатации. Но выполнение этих планов требует решения проблем организаций, которые выполняют такие работы. Смогут ли они успешно обслуживать лифты, если власти не обеспечат им нормальные условия осуществления деятельности, от которой зависит не только удобство, но и безопасность миллионов граждан?

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений